С вирусом на хвосте: новую пандемию COVID-19 могут начать полчища крыс в мегаполисах Европы и США
Мусорные завалы – настоящий рай для крыс, которые являются разносчиками самых разных болезней. В Нью-Йорке об этом хорошо знают и борются за выживание, передает медицинский обозреватель «МИР 24» Анастасия Глебова.
Это их называют настоящими хозяевами Нью-Йорка. Популяция крыс в городе сравнялась с численностью жителей – восемь миллионов особей. Оказалось, почти шестая часть инфицирована коронавирусом. Специалисты пророчат новую волну пандемии.
С высокой долей вероятности ковид они подхватили от нас. В любом мегаполисе пути людей и грызунов пересекаются на помойках. Но американские ученые подсчитали, что в любом городе, на любой улице в радиусе двух метров от человека хоть одна крыса да найдется.
Зараза настигла Rattus norvegicus – серую крысу. Длина тела без хвоста от 17 до 25 сантиметров. Вес достигает 500 граммов. Самая распространенная в мире – встречается почти на всех континентах.
В Америке крысы захватили не только Нью-Йорк. Лос-Анжелес, где запретили токсичные крысиные яды, Чикаго, где частенько бывают перебои с вывозом мусора. В Европе – Париж, где насчитали шесть миллионов особей, и Лондон – с популяцией в 20 миллионов хвостов. В индийском городе Дешнок они и вовсе священные животные.
«Если начинаете вы обнаруживать помет крысиный в видимых местах, то это первый признак того, что они расплодились. Самый плохой вариант, когда крыса ходит посреди бела дня, и вы их видите – значит, их много», – объяснил заместитель директора по научной работе ФБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера Владимир Дедков.
А еще они невероятно плодовиты. Одна самка в год способна воспроизвести до сотни малышей.
«Возможен послеродовой эструс. Это когда самка кормящая уже способна к зачатию. Причем становится она способной к зачатию буквально сразу после рождения детенышей», – рассказал кандидат биологических наук, териолог, экскурсовод Зоологического музея Владимир Маликов.
Инфекционисты называют Rattus norvegicus «биологической помойкой» – они переносят самые опасные болезни. Считается, что именно этот вид грызунов наградил Европу эпидемией «черной смерти» – чумы. Rattus norvegicus разносят лептоспироз, лихорадку Ку, столбняк, псевдотуберкулез, туляремию, крысиный сыпной тиф, бешенство, токсоплазмоз. Причем у самих крыс может и не быть признаков инфекции.
«Проблема в том, что лептоспироз, к сожалению, может проходить бессимптомно очень долгое время – месяца, года. И потом только начинается какая-то желтуха, лихорадки, повышение температуры, отказ от еды – что у людей, что у животных», – пояснила ветеринар-гастроэнтеролог, токсиколог Вероника Михайлюк.
У людей с крысами не только общая среда обитания, но и 90% общих генов и схожий состав крови. Это позволяет ученым проводить на них сложные опыты.
«Самая главная цель экспериментов – воспроизвести клиническую ситуацию, опасную для жизни человека. Нас, например, очень интересует ситуация, когда человек получает обширные ожоги. Здесь мы их и воспроизводим», – рассказал доктор медицинских наук, хирург, ведущий научный сотрудник ожогового центра Университетской клиники ПИМУ Максим Рябков.
Эти животные очень умны, терпеливы, приспосабливаются к любым условиям. Социальные связи у них такие же сложные, как у людей. Выдерживают даже радиацию. Теперь стали переносчиками COVID-19. И не исключено, что принесут его обратно к людям на хвосте.
«По сути, произошел обратный спилловер. Сначала от какого-то животного вирус перешел на человека, в человеческой популяции циркулировал, а теперь он вернулся обратно к животным. При этом, когда происходит спилловер, это может приводить к тому, что вирус может как-нибудь значимо измениться. И обратный переход вируса от крыс к человеку тоже возможен», – предупреждает Владимир Дедков.
Коронавирусом в мире животных, помимо мышей, болеют мыши летучие, кошки и собаки, тигры и верблюды, куницы и норки. В конце 2020 года власти Дании, испугавшись распространения нового штамма, уничтожили 17 миллионов зверьков. А потом оказалось, что это ошибка.
«У правительства не было оснований уничтожать здоровых норок, то есть, на тех фермах, где вирус не был выявлен», – заявил министр по вопросам продовольствия Дании Моргенс Йенсен.
Факты передачи ковида между видами ученым еще не известны. Но исключать такой сценарий нельзя. Например, если кот или собака поймают инфицированную крысу и съедят ее.
Заражение происходит совсем не обязательно через укус. Животное может оставить на продуктах слюну или экскременты. Круговорота инфекций в природе можно избежать. В мегаполисах, таких как Нью-Йорк, надо жестко регулировать их популяцию. Для этого человечество придумало яды, ловушки и капканы. А еще нужно вовремя вывозить отходы. Но вот мэр города Эрик Адамс не смог справиться с грызунами даже у себя дома. В прошлом году ему выписали штраф в размере 300 долларов за антисанитарию. Такой вот «крысиной король». Теперь город в поисках крысолова. За очистку мегаполиса соискателю пообещали от 120 до 170 тысяч долларов. От него требуется мотивация, аура крутизны и «инстинкт убийцы». Да и прививка от ковида тоже не будет лишней.