Перепись зверей и птиц началась в лесных хозяйствах России

Посчитать всех, до последнего зайца и утки. Сотрудники лесных хозяйств в России сейчас занимаются переписью зверей и птиц, передает корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.

Они умеют читать следы и буквально идут по пятам зверей. Для переписи специалистам не нужно встречаться с животными. Их вычисляют по отпечаткам лап и копыт в непролазных сугробах. По следам определяют не только самих животных, но и все их передвижения.

«С горки спустились три косули, перешли дорогу, ветка с листьями сломана ветром осенью, покормились, перешли дорогу и пошли обратно в горку, – рассказал егерь Миасского охотничьего хозяйства Александр Рыков.

Лес поделен на зоны, у каждой свой номер. Чтобы не посчитать одного и того же обитателя дважды, следы затирают. На своем пути инспекторы встречают зайцев, косуль, белок, лосей, медведей. Легче всего считать оленей, говорят специалисты. Стоит им насыпать корм, и они приходят сами. След зайца от оленя инспекторы быстро отличают.

«Заяц-беляк пробегал этой ночью. Снег свежий, мы видим, он бежит. Вот это задние лапы у него большие. Маленькие лапы находятся у него сзади следа», – рассказал производственный охотничий инспектор Павел Завьялов.

Перепись нужна для того, чтобы регулировать численность животных, установить лимиты и квоты для охотников, а также оценить популяцию каждого вида.

«Численность животных достаточно стабильна. Мы стараемся поддерживать на оптимальном уровне такие виды, как лось, косуля, заяц-беляк», – рассказал председатель общества охотников и рыболовов Миасского охотничьего хозяйства Александр Шаламов.

В Уфе ведут перепись пернатых. Орнитологи выясняют, какие виды птиц остались на зимовку. «Большой крохоль, малый крохоль или луток, свиязи остаются на зимовку, красноголовые нырки. Еще здесь можно зафиксировать краснокнижные виды. Такие, например, как орлан-белохвост. В прошлом году, например, на озере Теплое еще зимовала большая белая цапля», – отметила председатель Башкирского отделения Союза охраны птиц России Эльза Габбасова.

Эти свистки тоже помогают посчитать птиц. Так орнитологи зовут их, чтобы узнать, остались они в Уфе или улетели на юг. В ход идет и мобильный телефон, в котором записаны голоса разных пернатых. «Птицы очень четко реагируют на звуки своего вида, и они считают, что это их территория, и забрел какой-то чужак. И обязательно подлетят, чтобы посмотреть, кто это. Таким образом мы подзываем, например, и можем фотографировать», – рассказала Эльза Габбасова. Фотографии тоже помогают переписчикам. Так потом птиц легче посчитать. Орнитологи говорят, пернатых в Уфе стало больше. Еще 15 лет назад здесь было всего 250 диких уток, а сейчас – две тысячи. А многие птицы и вовсе теперь не улетают на юг. «У нас начинают появляться виды, которые раньше обитали на юге. Возможно, связано это с потеплением глобальным, но чтобы точно сказать, надо, конечно, исследование проводить», – рассказал орнитолог Константин Данилов. Когда перепись закончат, орнитологи отправят все данные российским ученым. Это поможет им следить за миграцией и количеством птиц в каждом регионе.