Дроны пасут буренок и сеют картофель
Еще несколько лет назад российские аграрии научили их пасти скот и самостоятельно сеять картошку. Где еще применяются эти чудо-технологии?
Что такое абердин-ангус, в Брянской области знают все. Эта порода коров, знаменитая на весь мир вкуснейшим мраморным мясом, давно уже стала предметом зависти местных жителей. Вот только стоит такое чудо под 200 тысяч рублей. Неудивительно, что увести к себе в хозяйство хотя бы теленка мечтают многие.
Одно из самых крупных аграрных предприятий страны держит здесь тысячи голов абердин-ангусов. Когда из стада украли первый десяток, руководство усилило охрану. Не помогло - в следующий раз хозяева недосчитались еще 26 животных. Коров местные жители воровали так же ловко, как когда-то цыгане - лошадей.
Именно тогда, в 2016 году, в Брянской области появился первый дрон-пастух. Воришки даже не поняли, что за машинка стрекочет у них над головой. Задержали их быстро. Следствие длилось пару дней: дрон точно показал, как выглядели преступники и куда увели коров.
«Вся движуха началась с коровы с QR-кодом на боку, которую пасет дрон», - рассказал руководитель проекта «Русская кибердеревня» Сергей Васильев. На чудо приезжали посмотреть даже из соседних областей. Идея казалась заманчивой, но невыполнимой: покупать на каждую корову отдельный квадрокоптер, который будет гоняться за скотиной, не под силу ни одному хозяйству. Поэтому сейчас следить за вольно гуляющим стадом специалистам помогает цифровая система удаленного мониторинга. Она позволяет автоматически детектировать показатели животных по двигательной активности. Индивидуальные беспроводные датчики — это чипы, которые вставляются в ухо буренкам в виде миниатюрных ушных бирок. Каждая из них отображается на мониторе компьютера, за которым сидит главный «пастух». Сам он работает в офисе. Если в большом стаде непорядок, немедленно сообщает коллегам в поле.
УБОРКА КАРТОФЕЛЯ – ПО МАНОВЕНИЮ ПУЛЬТА
Пять лет назад участникам VI Славянского экономического форума показали очередную деревенскую диковинку - беспилотную посадку картофеля. Все было как в кино: на поле ни одного человека, и только тракторы сами по себе ездили по вспаханной целине.
«В ближайшие пять лет на поле механизатор встанет с пультом, а там будет пахаться, обрабатываться, идти посадка, уборка. Мы к этому придем», - объяснили аграрии.
В Ростовской области компания - разработчик систем искусственного интеллекта для транспорта уже провела полевые испытания уборочной техники в беспилотном режиме. Система автоматического вождения была установлена на экспериментальном образце комбайна. С виду - обыкновенная уборочная машина. Имеется кабина, в которой должен сидеть комбайнер, даже руль есть на всякий случай. Вот только человека нет, но комбайн спокойно ездит от одной кромки поля к другой. В западных аналогах используются лазерные сканеры для движения вдоль кромки поля и стереокамеры для работы по валку - скошенной и сложенной в ряд травы. В российском варианте сканеров нет. Зато есть единственная видеокамера, которая, как утверждают разработчики, способна выполнять ту же самую работу: в автоматическом режиме подруливать, совершать повороты, пока не дойдет до границы поля.
ЧУДО-ТЕХНИКЕ МЕШАЕТ РАЗГИЛЬДЯЙСТВО
Смогут ли дроны заменить человека в сельском хозяйстве? Пока разработчики новой техники рассказывают о радужных перспективах, пастухи, трактористы и комбайнеры задают вопросы о своих электронных конкурентах. И отмечают, что хорошие задумки не выдержат суровой действительности.
Очевидная проблема на пути внедрения агроботов — это связь. Геопозиционирование осложняется тем, что сельскохозяйственные пространства в регионах слабо покрыты сетями связи, а это затрудняет оперативную передачу данных, получаемых с беспилотных тракторов и комбайнов. А для самых продвинутых дронов нужен настоящий Wi-Fi. Руководители агропромышленных предприятий подсчитывают, во сколько им обойдется установка антенн. А нужны ли они на самом деле? Не проще ли посадить в кабину обычного тракториста или по старинке нанять пастуха?
Многие современные роботизированные дроны работают от солнечных батарей. Это отличное решение, которое позволит не мучиться с подвозом топлива и заправкой чудо-техники. Вот только в большинстве российских регионов бывает не так много солнечных дней. Это значит, что подобные разработки пригодны только для теплого юга.
Агроботы требуют идеального поля - ровного или с наклоном менее 10 градусов. Некоторые не в состоянии выполнять задачи, передвигаясь по влажной земле.
Но даже эти проблемы со временем могут решить инженеры. Не справятся они только с привычным для нас разгильдяйством. «Скорее всего, беспилотный трактор с современной сеялкой, готовый работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю, будет стоять часами у поля и ждать, когда «пилотируемый» КамАЗ привезет семена для сеялки и удобрения», - предполагает руководитель консалтинговой компании Иван Коноваленко. И отмечает, что при таком подходе вложения в беспилотники никогда не окупятся.
Наталья Владимирова.
Фото: LEGION-MEDIA