Что произойдет, если спутники станут военной целью?
«Хотели бы акцентировать чрезвычайно опасную тенденцию, отчетливо проявившуюся в ходе событий на Украине. Речь идет о задействовании США и их союзниками компонентов гражданской инфраструктуры в космосе, в том числе коммерческой, в вооруженных конфликтах. Квазигражданская инфраструктура может оказаться законной целью для ответного удара». Такие слова на заседании Первого комитета Генеральной ассамблеи ООН произнес замглавы департамента по нераспространению и контролю над вооружениями МИД России Константин Воронцов. Дипломат не пояснил, что имелось в виду под «ответным» ударом, — коммерческие спутники оружием, как правило, не оборудованы.
О методах борьбы со спутниками рассуждает ведущий аналитик «НПО РусБИТех» Александр Голышко:
Александр Голышко ведущий аналитик «НПО РусБИТех» «Если это заявление сделал чиновник министерства иностранных дел, с точки зрения этого министерства он сказал все совершенно правильно. Другое дело, что есть технические особенности, в которых кроются нюансы. Просто так взять и стрелять по спутнику, наверное, ракет не напасешься. Спутников очень много, у того же Илона Маска несколько тысяч, а будет еще больше. Спутники — маленькие, на каждый тратить по ракете — это, наверное, удовольствие недешевое. А запускать он будет по 60 штук за раз. Есть средства радиоэлектронной борьбы, можно просто сигнал заглушить. Пару лет назад был случай, когда американский эсминец вошел в Черное море через пролив и неожиданно увидел, что он находится не в море, а, допустим, у шашлычной в Геленджике, и вышел обратно. Видимо, работала система, которая GPS сбивает».
Вероятно, реплики МИД должны стать предостережением для компаний вроде Starlink Илона Маска или финской ICEYE, которые предоставляют украинским военным либо сами данные, либо возможность их передачи. Ранее зампред Совбеза России Дмитрий Медведев назвал дискуссии об уничтожении таких аппаратов «свежей идеей». Реализовать ее может быть непросто по целому ряду причин. Тот же Starlink оперирует более чем 2 тысячами спутников, то есть для уничтожения даже части созвездия нужны сотни ударов. Компания запускает спутники по 50-60 штук за раз на многоразовых носителях Falcon 9, а затраты на запуск сопоставимого числа боевых ракет могут быть несопоставимыми. Аппараты Starlink не геостационарны, то есть перемещаются относительно поверхности Земли, так что удары по созвездию затронут работу интернета Starlink по всему миру. Кроме того, разрушение объекта на орбите представляет угрозу для МКС и всех других спутников, а массовые удары по созвездию могут сделать околоземное пространство вообще непригодным для деятельности.
Продолжает главный редактор журнала «проКосмос» Александр Баулин:
Александр Баулин главный редактор журнала «проКосмос» «Сбить спутник мы можем, как мы знаем из испытаний противоспутникового оружия, о которых нам говорили государственные СМИ. Вопрос в том, как собираются сбивать так, чтобы не трогать другие спутники: эти осколки будут разлетаться на разные орбиты, они будут повреждать другие космические аппараты всех стран. В принципе расстояние между спутниками — большое, часто огромное, но, так как на орбитах осколки остаются подолгу, они могут представлять опасность с той точки зрения, что они в будущем встретятся с другими космическими аппаратами. В этом плане даже саморазрушение спутника — без военного космоса — отслеживается, наблюдается, чтобы при этом не возникло угрозы для космических аппаратов разных стран. Войны в космосе не хочется, потому что в итоге мы можем остаться без космоса для всех».
Наконец, любое действие почти неизбежно вызывает противодействие. Несложно представить, что в случае российских ударов по спутникам американской компании в Пентагоне могут заинтересоваться использованием российскими военными, к примеру, системы ГЛОНАСС и начнут действовать, сославшись на то же заявление Константина Воронцова из российского МИД, что гражданская инфраструктура в космосе не должна использоваться в вооруженных конфликтах и является «законной целью для ответного удара».