Роддом «Промоботов»: как производят знаменитых пермских роботов
Автограф Дмитрия Медведева и ЕВА из гаража Сегодня роботов собирают в цехах на территории пермского технопарка Morion Digital, резидентом которого является компания «Промобот». Эта дверь ведет в производственные помещения, расположенные на первом этаже. Но мы на минутку заглянем на второй этаж этого же здания, где сосредоточена «мозговая» деятельность компании. Как и положено продвинутым технологичным компаниям, офис оформлен в стиле оpen space. Здесь же можно проследить историю компании «Промобот» от момента создания до наших дней: она нарисована на стене. На ней, кстати, имеются автографы и пожелания известных людей, которые посещали «Промобот». Например, подпись Дмитрия Медведева: в бытность премьер-министром он дважды приезжал сюда. Автограф Дмитрия Медведева слева над головой Promobot V.4 – самого популярного автономного сервисного робота для бизнеса и флагманского продукта, выпускаемого пермской компанией. А справа от него находится первый робот, который в 2013 году внедрили в отдел продаж цветов в пермском гипермаркете. Именно с него и начиналась компания «Промобот». Внешний вид первопроходца отчасти напоминает ЕВУ из мультфильма «ВАЛЛ-И». Плюс создатели добавили свое видение, каким должен быть робот. Тогда о собственном производстве трое основателей компании могли только мечтать, поэтому буквально все делали вручную в снятом гараже на Кислотных дачах. Сами писали программное обеспечение. Сами «варили» стеклопластик и каркасы, дыша химией. Часть элементов закупали на местном металлорынке, что-то – на Алиэкспресс. А это один из основателей компании Олег Кивокурцев. Сейчас он директор по развитию. Андроиды с гирерреалисточной внешностью После того, как в 2014 году ребята начали участвовать в разных конкурсах стартапов, их заметили. Получили первые гранты на свои разработки. Вскоре познакомились с Алексеем Южаковым, который стал бизнес-ангелом для амбициозного стартапа. Тогда сняли другое помещение, набрали сотрудников. В 2015 году основали компанию «Промобот», которая сегодня выпускает достаточно широкую линейку продуктов. Разумеется, главными из них остаются роботы. Это уже упомянутый Promobot V.4, а также андроид Robo-C2: впервые робота-компаньона с внешностью и мимикой человека пермяки представили в 2019 году, сейчас они выпускают уже вторую – усовершенствованную – версию. Кстати, для первых антропоморфных роботов использовали внешность Алексея Южакова, который сегодня является председателем совета директоров компании. Логично, что пионера-андроида называли Алексом. Так выглядело его лицо: Сегодня роботы, выпускаемые «Промоботом», выполняют различные задачи для бизнеса, в сфере услуг и консультаций. Они могут быть экскурсоводами, администраторами, музейными гидами, промо-консультантами, диагностами, консьержами и еще много кем. В общем, применятся в разных сферах. В год пермская компания производит до 40 роботов. Они способны говорить на 60 (!) языках. Звездная Дуняша на ТО Возвращаемся на первый этаж. В этом помещении принимают и сортируют сырье (металл, пластик и т.д.), из которых потом и «рождаются» роботы. Так выглядит цех по обработке металла. Он оборудован несколькими станками с ЧПУ. На них выпускают первичные детали, которые потом вручную доводят до ума. Этот станок методом проб и ошибок сотрудники «Промбота» создали сами. На станок устанавливается матрица, подается давление и под высокой температурой лист обтягивает матрицу: на выходе получаются готовые пластиковые элементы. Они довольно грубые, еще не обработанные. После вырезки их отправляют на склад подготовки, где работники обрабатывают каждый конкретный элемент и доводят его до необходимых параметров. С этого года на предприятии сами занимаются покраской деталей, раньше отдавали на аутсорсинг. Пермская компания сама делает платы для своих роботов. «Промобот» имеет более десяти патентов на разработки. А доля отечественных комплектующих в роботах превышает 85 %. Здесь идет сборка первичного каркаса и установка элементов. В этом же помещении можно увидеть знаменитую Дуняшу, ставшую звездой на ПМЭФ этим летом. Вернее, фурор произвела ее близнец – второй робот-кассир из этой серии, которого из Санкт-Петербурга потом отправили трудиться в нижегородское кафе. А сейчас на пермском предприятии самая первая Дуняша (создана на базе андроида Robo-C2) проходит техобслуживание после того, как отработала первый летний сезон в Парке Горького. Вернее его проходит весь роботизированный комплекс для автономной продажи мороженого, кофе и напитков. После ТО киберкафе установят в одном из гипермаркетов. В этом отделе специалисты прокладывают кабели по каркасу робота, устанавливают электрические элементы. «Промобот» не закупает готовые кабели: на производстве сами обматывают жилы. «Промобот» и тайная комната Имеется на «Промоботе» и своя «тайная комната». Необходимость в ней возникла после того, как здесь первыми в мире начали выпускать андроидов Robo-C. С момента создания прототипа на основе лица Алексея Южакова внешность претерпела несколько сотен изменений. Так, здесь научились более качественно прорисовывать капилляры, стали даже делать зубы и глаза. Для этого сотрудники компании тщательно изучали медицинские технологии протезирования. Да и вообще создание андроидов происходит при тесном сотрудничестве с научными сообществами. В компании уверяют, что могут сделать копию лица любого человека. Для этого сначала составляют 3Д-модель: опытный модельер обрисовывает лицо со всех ракурсов, после чего внешность оцифровывается и делается ее эскиз. Затем печатают 3Д-форму, которая анатомически полностью соответствует лицу человека. Выбирают определенную марку силикона, подбирают оттенки и структуру кожи. На выходе получают андроида с реалистичной внешностью. Кстати, каждый волосок вставляется вручную: на создание прически уходит до двух недель. В день нашего визита рядом с «тайной комнатой» шел стрим: сотрудник «Промобота» в онлайн-режиме презентовал робота потенциальным клиентам из-за рубежа. А это партия готовых сканеров. Как уже сказали, «Промобот» выпускает разнообразную продукцию. Устройство позволяет за короткое время оцифровать данные из бумажного документа. Через несколько секунд после сканирования информация появляется в 1С и в любой другой системе. Это сокращает огромное количество рутинного труда. Также компания разработала и производит образовательный комплекс Promobot Education. Он помогает изучать робототехнику, программирование и искусственный интеллект. В частности, в него входит рука-манипулятор, благодаря которой дети с 12 лет могут учиться информатике, математике, мехатронике, кинематике и роботехнике. Робот-полицейский на пенсии Понятно, что, как и в других компаниях, не все разработки выходят в серию. Такая участь, например, постигла робота-патрульного, которого «Промобот» больше для исследовательских целей сделал в 2017 году. На пермского «робокопа» можно устанавливать дрон и сетку для задержание нарушителя. Предполагалось, что патрульного можно использовать для мониторинга конкретной территории. Но проект не стали развивать дальше, компания сосредоточилась на производстве сервисных роботов для сферы услуг и коммуникаций. «Робот-полицейский» в качестве своеобразного музейного экспоната сейчас находится в зале, где проверяют продукцию. Перед отправкой заказчику каждый робот обязательно проходит многоступенчатое тестирование. Масса некоторых роботов может достигать 120 кг, поэтому они должны быть максимально безопасны для людей. Сотрудники компании проверяют, как робот реагирует на проходящих людей и препятствия, тестируют на шумопоглощение и другие параметры. Ранее «ФедералПресс» рассказывал о другом интересном пермском предприятии – «Роботех». Здесь разработали и выпускают уникальную линейку промышленных роботов. Фото: ФедералПресс / Александр Переверзев