NASA планирует удешевление запусков, а Конгресс США призывает к увеличению числа полетов
Управление генерального инспектора NASA в ноябре прошлого года подсчитало, что бюджет программы Artemis превысит 93 миллиарда долларов до 2025 года. Переплаты включают в себя годы задержек производства у подрядчиков Boeing и Lockheed Martin.<br>Согласно аудиту, прогноз стоимости каждого запуска составляет 4,1 миллиарда долларов в течение первых четырех миссий. Из них на ракеты Space Launch System (SLS) приходится 2,2 миллиарда долларов.<br>«Мы увидели, что контракты «затраты плюс», которые NASA использовало для разработки комбинированной системы SLS и Orion, работают на подрядчиков, а не на NASA», — заявил генеральный инспектор NASA Пол Мартин.<br>В ответ NASA объявило, что переходит на новую модель контракта на обслуживание для части запусков SLS, начиная с Artemis V.<br>«По мере того, как мы продвигаемся вперед, мы заключаем различные контракты, уделяя большое внимание эффективности наших коммерческих партнеров», — сказал Билл Нельсон, администратор NASA. - «Мы возьмем множество контрактов и объединим их, и вы увидите, что стоимость снизится. В эти первые запуски мы включаем затраты на разработку. Со временем стоимость каждого полета будет снижаться».<br>В то время как NASA предусматривали только один запуск миссии в год после Artemis III, Конгресс США поручил проводить не менее 1 запуска SLS ежегодно, начиная с первого успешного запуска Orion с экипажем. Основная цель - начать запускать SLS дважды в год, как только это станет практически возможным.<br>Чтобы выйти на частоту запусков 2 раза в год, потребуется больше денег на строительство второй мобильной стартовой платформы в Космическом центре Кеннеди, которая понадобится для будущей конструкции ракеты SLS. Она включает в себя более крупную верхнюю ступень, способную доставлять не только Orion,но и более объемные полезные нагрузки для Artemis IV и последующих полетов.<br>Эти миссии теперь попадают под действие нового контракта который, как говорится в заявлении NASA, «перенесет производство SLS и связанные с ним испытательные, производственные и транспортные средства из нескольких существующих контрактов на закупку оборудования в единый контракт на пусковые услуги с DeepSpace Transport LLC».<br>Deep Space Transport, по сути, является совместным предприятием Boeing и его партнеров. Контракт не направлен на снижение затрат за счет конкуренции, он просто является договором на пусковые услуги. Присуждение контракта, стоимость которого не была опубликована, ожидается не раньше конца 2023 года.<br>