Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Директор РКЦ "Прогресс" Дмитрий Баранов рассказал о степени готовности ракеты "Союз-5"

- Ранее вы сообщали, что все работы по производству PH "Союз-5" идут по графику. Что сделано на данный момент? Что будет сделано в ближайшее время? - В начале июня текущего года специалистами АО "ЦНИИмаш" и АО "РКЦ "Прогресс" (входят в госкорпорацию "Роскосмос") успешно проведены статические испытания опытных образцов бака горючего первой ступени стендового блока перспективной ракеты-носителя "Союз-5". По результатам испытаний подтверждена статическая прочность нижней части бака горючего с силовым кольцом стендового блока первой ступени РН "Союз-5", предназначенного для проведения холодных и огневых испытаний. В настоящее время на производственной площадке РКЦ "Прогресс" смонтированы три установки сварки трением с перемешиванием. Первая из установок принята в эксплуатацию, на установке уже сварено более 20 обечаек (трехслойные конструкции с алюминиевым заполнителем и обшивками из углепластика, нужные для защиты полезного груза на атмосферном участке полета и в условиях наземной эксплуатации - "Газета.Ru") из сплава 1580 для проведения наземной экспериментальной отработки и испытаний РН "Союз-5". К концу 2022 года планируется изготовить более 30 обечаек (ранее "Газета.Ru" рассказывала, что установки для сварки перемешиванием созданы и установлены на РКЦ "Прогресс" чебоксарским предприятием "Сеспель". Оборудование обеспечивает сварку плит толщиной порядка 30 мм. Применение этого технологического процесса обеспечит сварку необходимых толщин за один проход, с высоким качеством и характеристиками и повысит прочность баков новой РН). - Как вы сказали выше, материал, из которого будут изготавливаться баки ракеты-носителя "Союз-5", - алюминиевый сплав 1580. Он также применяется впервые. Чем он хорош? - По сравнению со сплавом, используемым при производстве РН "Союз-2", у него повышенные механические характеристики в сочетании с приемлемой стоимостью. Сплав 1580 позволит обеспечить прирост массы выводимой полезной нагрузки на орбиту до нескольких сотен килограмм. - Ранее также сообщалось, что впервые на новой ракете будет использоваться бесплатформенный инерциальный блок с чувствительными элементами на малогабаритных и легких волоконно-оптических гироскопах. Объясните, пожалуйста, что это такое, для чего нужно и чем лучше предыдущего блока? - Действительно, бесплатформенный инерциальный блок (БИБ) впервые применен на ракете-носителе российской разработки. Инновационность прибора БИБ заключается в том, что он построен на волоконно-оптических гироскопах (гироскоп - устройство, способное реагировать на изменение углов ориентации тела, на котором оно установлено, относительно инерциальной системы отсчета - "Газета.Ru"). Волоконно-оптический гироскоп – это оптико-электронный прибор для изменения абсолютной относительно инерциального пространства угловой скорости. Прибор БИБ выполняет построение на борту ракеты-носителя в точке старта требуемой системы координат и сохранение положения стартовой системы координат в инерциальном пространстве все время полета. Также БИБ определяет положение ракеты-носителя относительно этой системы координат и выдает в систему управления информацию об углах поворота ракеты, а именно углах тангажа, рыскания и вращения (это необходимая информация о полете ракеты, так как любое движение неправильном направлении может привести к отклонению от курса - "Газета.Ru"). Преимущества БИБ по сравнению с ранее применявшимся комплексом командных приборов заключаются в малых габаритах и массе, небольшом потреблении энергии и отсутствии подвижных механических элементов, сложных в изготовлении. - Действительно ли "Союз-5" будет запущена со стартового стола, который ранее использовался для пусков украинских "Зенитов"? - Да, ракета-носитель "Союз-5" проектируется с учетом требований по ее запуску со стартового стола, который ранее использовался для пусков ракета-носителей "Зенит". Этот стартовый стол подразумевает прием, установку и пуск с него ракеты-носителя в автоматизированном режиме, без проведения ручных операций. Это, в свою очередь, накладывает ограничения на количество связей ракеты с наземным оборудованием. Данный подход существенно сокращает количество связей "земля-борт", что предполагает отказ от релейных связей, и, как следствие, облегчение бортовой кабельной сети, уменьшение количества приемо-передающей преобразующей бортовой аппаратуры. - Мы знаем, что на "Союзе-5" будет применяться система аварийной защиты двигателей. Готова ли уже эта защита? Испытана ли она? Где будут проведены эти испытания? - В настоящий момент мы завершаем проектирование системы аварийной защиты двигателей РД171МВ, РД0124МС. Дочернее предприятие АО "РКЦ "Прогресс" - АО "НПО автоматики" (Екатеринбург) приступает к изготовлению опытных образцов и проведению автономных испытаний приборов. Для отработки системы конструкторами запланированы два вида испытаний. Один вид будет проведен при огневых испытания двигателя РД0171МВ в АО "НПО Энергомаш" и двигателя РД0124МС в АО "Конструкторское бюро химавтоматики". Другой - при огневых стендовых испытаниях блока Ӏ и ӀӀ ступени РН "Союз-5" в Научно-испытательном центре ракетно-космической промышленности. - Как нам известно, такая схема защиты двигателей будет применяться впервые. На каких этапах полета ракеты-носителя она будет использоваться? - Действительно, система аварийной защиты двигателей (САЗ Д) РД171МВ, РД0124МС будет применяться впервые. По сути, она будет состоять из трех вычислительных машин (одна на Ӏ ступени и две на ӀӀ ступени), которые будут работать по сложным алгоритмам, созданными организациями-разработчиками двигателей. Система будет функционировать на протяжении всей работы двигателя и контролировать работу двигателей на протяжении всего полета ракеты-носителя. - Когда PH "Союз-5" планируют направить на Байконур и на каком транспорте? - В эскизном проекте проработаны варианты железнодорожной транспортировки ракеты на космодром. Главная особенность комплекта железнодорожного оборудования – сцеп из трех вагонов с заниженной посадкой. Последнее обусловлено габаритами ракеты. По этой же причине она будет перевозиться не в контейнерах, а на специальных агрегатах в защитных чехлах. Первая ступень РН "Союз-5" длиннее любого железнодорожного вагона, поэтому и используется сцеп. Его изготавливает АО "Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения". Транспортирование РН "Союз-5" железнодорожным транспортом возможно осуществить одним эшелоном.