Александр Беглов и «черная дыра» его биографии в космической сфере

В карьере Александра Беглова были и взлеты, и падения. До того, как стать самым ненавистным губернатором в России в его биографии была еще одна неоднозначная работа. По иронии судьбы она же лучше всего скрывается от публичных глаз.

Александр Беглов и «черная дыра» его биографии в космической сфере
© Вести Подмосковья

Как сообщается в расследовании издания «ВЕК», в период с 2009 по 2011 Александр Дмитриевич занимал пост председателя правления совета директоров ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева» в Московской области, а также был заместителем руководителем администрации президента РФ Дмитрия Медведева.

Фото: пресс-служба НИИ ЦПК им. А. Ю. Гагарина

Буквально успевая везде и сразу Беглов был в курсе работы первого лица государства и руководил без лишнего «колыбелью российской космонавтики». Именно на РКК «Энергия» в разное время были разработаны и собраны первый искусственный спутник Земли, орбитальная стация «Мир», российский сегмент МКС, а ныне пилотируемые корабли для полетов на станцию. Однако последнего даже могло не быть. Все дело в том, что при председательстве Александра Беглова предприятие чуть не стало банкротом. Коррупционные схемы, которые проворачивались в стенах предприятия, получили мировую огласку.

Все началось с декабря 2010 года. Для «Энергии» этот год ознаменовался неудачным запуском спутников серии «Глонасс-М». Три штуки упали в Тихий океан, не достигнув орбиты. Потери составили 5,5 млрд рублей или 177,5 млн долларов США по тому курсу. В последствии выяснилось, что эти аппараты еще были не застрахованы полностью.

По поручению президента Медведева началась проверка. Заинтересованные лица начали проверять во сколько обошлась стране реализация программы Глонасс и причины ее провала. Выяснилось, что основными виновниками пикетирования спутников стали ошибки в расчетах по заправке топливных баков разгонного блока. На космодроме «Байконур» почему-то заливали лишние 1,5 т жидкого кислорода, что приводилось к неполадкам.

После «полетели головы»: со скандалом был уволен вице-президент РКК «Энергия» Вячеслав Филин и заместитель главы «Роскосмоса» Виктор Ремишевский. По правде говоря, председателю совета директоров Александру Беглову и гендиректору предприятия «Энергия» Виталию Лопоте в тот раз удалось удалось избежать наказания. Поскольку Беглов тогда фактически был вторым лицом в администрации президента, что могло повлиять на результаты проверки.

Но все дурная слава все же частично, но достигла своих героев. Виталий Лопота стоял у руля «Энергии» до 2014 года. А в мае 2022 года Генеральная прокуратура РФ утвердила обвинение по отношению к нему по коррупционной статье. В деле из 230 томов сказано, что он злоупотреблял полномочиями, повлекшие тяжелые последствия.

По версии следствия, в 2010 году Лопота использовал не по назначению 9 млрд рублей, которые выделялись его предприятию по программе «Морской старт». Она подразумевала создание плавучего космодрома. Казенные средства были использованы. Оказалось, что они послужили авансом по договорам об изготовлении пилотируемых кораблей. Но после Лопота дал новое руководство дочернему предприятию ЗАО «Завод экспериментального машиностроения». Оно заключалось в том, чтобы предоставить займы двум компаниям, которые участвуют в «Морскосм старте», чтобы те могли выкупить акции иностранных участников проекта. При этом средства были выданы невыгодным для РКК «Энергия» организациям.

Отметим, что Виталий Лопота до сих пор остается единственным фигурантом этого дела. Однако раздавать описанные выше поручения он не мог без разрешения совета директоров РКК «Энергия», в том числе председателя Александра Беглова. Проконтролировать все транши государство на тот момент не могло. Поскольку не хватало для этого полномочий. Да и зачем это, когда буквально менеджментом предприятия занимались вполне себе знакомые лица из администрации президента.

Для понимания всей важности бегловской фигуры у руля РКК «Энергия» укажем, что в то время через предприятие буквально проходило 40% средств федерального бюджета, предназначавшиеся для космической программы, и еще 20% акций оставались за самим предприятием, полученные через предприятие ООО «ИК «Развитие».

Если посмотреть на ситуацию со стороны, то конструкторский комплекс при Беглове представлял собой организацию, которая самостоятельно собой управляет через акционеров. Произошла некая «закольцовка» средств – схема, известная из 90-х годов. Управляющими в «Энергии», по сути, являлись сам совет директоров. Но «Морской старт» явно принес им не мало прибыли. Через предприятие проводились миллиардные траншеи, которые для общественности и властей опровергались относительно удачными пусками. Долг по проекту в итоге превысил годовую выручку. Это практически 1 млрд долларов США. Иностранные партнеры также не остались в стороне, когда начались судебные разбирательства. Были потрачены еще сотни миллионов долларов. В итоге «Морской старт» все же закрыли. Последовало увольнение Лопоты и возбуждение против него уголовное дело.

Иронично, но Александр Беглов вовремя соскочил с «космического корабля». В 2014 году, когда начались разбирательства, его уже не было в совете директоров РКК «Энергия». Но даже за тот период, что Беглов побывал в кресле председателя, не сложно подсчитать недоказанные растраты. Они составляют как минимум 15 млрд рублей, не считая еще средства, предназначавшиеся на разработку и создание космических аппаратов.

После ухода Александра Дмитриевича РКК «Энергия» находилось на грани банкротства. Только при новом руководстве, менеджменте и владельцах – что важно без Беглова и Лопоты – его удалось спасти. Теперь же 52% предприятия принадлежит государству. Опыт последних лет показывает, что «Энергия» не пасет задних. Это одна из ведущих организацию в космической отрасли. А по итогам 2021 года она принесла почти 1 млрд рублей прибыли.