Роскосмос позади планеты всей
С такой помпой разрекламированный проект ядерного буксира «Зевс» отменяется, дескать, у Роскосмоса нет на него денег. Однако дело вовсе не в финансах, как раз с ними у России нынче всё очень даже неплохо. Космическая отрасль РФ находится в тяжелейшем кризисе, она, по сути, при смерти. Отменённый проект не мог состояться в принципе, так как для монтажа «Зевса» доставить на орбиту крупногабаритные грузы просто не на чем.
Проект «Нуклон», впоследствии переименованный в «Зевс», был анонсирован Роскосмосом в 2020 году. К концу 2024-го КБ «Арсенал» обязалось разработать проектную документацию для строительства ядерного буксира, на что данной конторе выделили свыше четырёх миллиардов рублей! Собственно, контракт КБ «Арсенал» с Роскосмосом никто не отменял, и деньги в госбюджет не возвращались. И вот «внезапно» выяснилось, что конструкторы работают вхолостую. Если, конечно, они работают...
Рассуждения главы Роскосмоса, в принципе, довольно интересны. В плане экономики. Запад «арестовал» наши активы? Не беда, нужно напечатать рубли и раздать их предприятиям, чтобы развивались. Многие экономисты это и предлагают. Однако они же ратуют за полный запрет финансовых спекуляций и за строгую отчётность по целевому финансированию. Второй пункт точно «зарубит» проект «Зевс».
«Если Роскосмос получит из этой суммы хотя бы один триллион рублей на определенный период, это для нас резкое форсирование всех ключевых программ. И создание перспективной новой пилотируемой системы, создание проекта «Зевс» — это реально продвинутая работа, нам сейчас не хватает средств на неё. Если бы эти средства были, госкорпорация толкнула бы с помощью таких проектов концентрацию интеллекта, технологий, промышленного потенциала, который сплотит ракетно-космическую отрасль и рванет ее вперёд», — заявил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
Вот тут стоит поговорить про эту самую «концентрацию интеллекта, технологий, промышленного потенциала». То есть, собственно, про проект «Нуклон»-«Зевс». В принципе, ничего сложного там нет — компактная АЭС и ионный двигатель. С него и начнём.
Штука, собственно, довольно простая. Даже в «Смешариках» её схему детям объясняли! По сути, на борту нашего космического корабля есть ускоритель, который пуляет ионами. Из сопла химической ракеты газы истекают со скоростью 5 км/сек., а протоны (ионы водорода) будут вылетать из дюз ионного движка со скоростью 100 км/сек. или даже быстрей. То есть для получения одинакового импульса нужно в десятки раз меньше топлива на борту. Это — огромный плюс.
Минус — для того, чтобы разогнать протоны то таких скоростей, нужна мощная энергетика. Атомная. И очень компактная, ведь её нужно тащить в космос на орбиту, из «гравитационного колодца» Земли-матушки. И каждый килограмм массы, выведенный в околоземное пространство, стоит колоссальных денег. Да и у ракет пока что в принципе ограничена масса выводимого груза, доставить в космос 100 тонн — непосильная задача. То есть в космической АЭС не должно быть турбин и всего прочего. Безмашинный метод преобразования выделяемого атомным реактором тепла в электроэнергию.
В принципе, если вспомнить разработки времён СССР, то всё у нас есть. То есть было. Компактный реактор «Ромашка» (термоэлектрический преобразователь энергии) показал свою надёжность и эффективность, на его базе разработали ряд проектов — как для космоса, так и для земных реалий. В частности, автономная компактная АЭС «Гамма» электрической мощностью 0,5 мВт. Для того, чтобы на том же Крайнем Севере можно было её поставить в любую деревню (военную часть) и не знать проблем с теплом и электричеством. Установка практически необслуживаемая, простая как пять копеек, и столь же надёжная. Как несложно догадаться, после развала СССР данный проект уничтожили.
Вариант для космоса сделали не столь мощным, но более миниатюрным. Как раз для питания ионного двигателя. Но был и конкурирующий проект орбитальной АЭС — с термоэмиссионными преобразователями. Ректоры типа «Топаз» в 1987 и 1988 году побывали в космосе, продемонстрировали свою надёжность и эффективность. Причём в этом случае 0,5 мВт можно было обеспечить уже в космосе!
В те годы Советский Союз мог легко вывести на орбиту 100 тонн — в 1988-м успешно испытали ракету-носитель «Энергия». Правда, полезный груз в околоземное пространство она тогда не вывела. Но только потому, что Михаил Горбачёв приказали сбросить его в океан. На борту был аппарат «Полюс» — массово-габаритный макет советской лазерной космической пушки «Скиф». Сугубо оборонительная штука, между прочим — для того, чтобы расстреливать летящие на нашу страну из-за океана боеголовки. Сама лазерная пушка была уже готова. Имелся и второй вариант — кинетическая пушка, для тех же целей. Тоже чисто оборонительное оружие.
Последний генсек проект похерил. Как похерил и проекты космических АЭС, ракету «Энергия», а также орбитальные самолёты великого конструктора Глеба Лозино-Лозинского. При Ельцине все КБ полностью оставили без финансирования, а в XXI веке, за последние 20 лет, добили окончательно. У атомщиков произошло то же самое.
Больше нет ничего. Кое-как летают старенькие советские «Протоны» и «Союзы», но они мощный реактор в космос не поднимут. Да и нет его, этого реактора. Специалистов тоже нет, кто сам умер, кого загадочным образом убили, а документы «испарились». То же самое по ионным движкам, по которым в СССР также шли активные работы. И они летали!
И у нас нет в космосе базы, на МКС русских космонавтов больше не пустят, а станцию «Мир» («Салют-8») в 1999-м уничтожили. Она была новая, её доделали только в 1996 году, но американцы приказали, и наши предатели «взяли под козырёк».
«То, что мы собираемся потопить станцию "Мир", — политическое решение. Это, прежде всего, нужно США — главному конкуренту России в космосе», — говорил тогда космонавт Геннадий Стрекалов.
Потопили. И всё – мы до сих пор с голой задницей. Собирать «Зевс» негде, а ведь космонавтам-монтажникам нужно где-то жить. Сам буксир — здоровенная дура, длиной около сотни метров или типа того. С одной стороны длинной фермы реактор (вроде как на те же 0,5 мВт электрической мощности), движок и баки с топливом, с другой — жилой отсек и полезная нагрузка. Иными словами, для российской космонавтики в её современном состоянии — совершенно ненаучная фантастика по типу звездолёта. Разве что запустить на орбиту знаменитых «роботов Рогозина». Они, наверное, справятся. Но сперва всё это (включая роботов на китайских квадроциклах) нужно чем-то доставить на орбиту. А тут снова засада...
«Россия уже выпала из тройки великих космических держав, ее обошла даже компания SрaceX Илона Маска. Если расставлять державы по их значимости, то на первом месте будет США, они получают результаты и тратят на космос больше, чем все остальные страны вместе взятые, они в глубоком отрыве. За второе и третье место сейчас воюют Европа в совокупности и Китай. А Россия движется в обратную сторону, снижает свою космическую активность, скоро уступит Японии и будет конкурировать с Индией», — считает глава Института космической политики Иван Моисеев.
Причём космос — это отнюдь не игрушки. Сейчас нам очень пригодились бы противоракетные пушки на орбите, да и аэрокосмические самолёты тоже. Как в варианте орбитальных истребителей, так разведчиков и бомбардировщиков. Гонку вооружений в космосе начали отнюдь не мы, но от неё никуда не деться. У Советского Союза имелся адекватный ответ. Почитайте рассказ Дмитрия Токарева «Чёрный метеор» — это почти что правда. Немного не успели, а ведь всё уже летало. Но во власть пробрались недобитые враги народа.
У NASA есть «ядерный» ионный двигатель NEXIS, аналогичные проекты разрабатываются в иных странах. Недалёк тот час, когда начнут делить Луну, а потом примутся и за дальнее Внеземелье. Россия в этом празднике жизни участия принять не сможет.
Институты наводнены шпионами, хотя больше всего вредят отечественные «эффективные менеджеры». Порой Роскосмосу и вовсе приходится признавать — при запуске того или иного аппарата случилась диверсия. Выводов никто не делает, никого не наказывают - совсем.
Только «пилят» и прикарманивают народные деньги. В конце прошлого года госкорпорация получила «лишние» 6,5 млрд. рублей. Большие деньги! И тут же «освоила».
«Выделенные правительством дополнительные средства будут направлены на исследования Луны, астрофизических объектов в ультрафиолетовом и видимом диапазонах и Венеры», — отчитались тогда в Роскосмосе.