МОСКВА, 27 мая. /ТАСС/. В основном здании Государственной Третьяковской галереи в пятницу откроют выставку "Мастера возрождения. Реставрация графики 2010-2022". На ней представлены итоги работы отдела научной реставрации графики XVIII - начала XX века. В экспозицию включили около 160 экспонатов, многие из которых демонстрируют впервые.
"На протяжении последних нескольких лет я очень часто заходила в отдел реставрации графики и наблюдала, как происходит чудо. <…> Мне трудно передать, в каком состоянии поступали в собрание Третьяковской галереи работы, которые год за годом, шаг за шагом восстанавливаются нашими реставраторами", - сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на презентации выставки в четверг.
Экспозиция занимает шесть залов. Посетители смогут словно заглянуть в мастерскую и посмотреть, как выглядели работы до того, как они попали в руки реставраторов. В отдельных витринах представлены инструменты, которыми пользуются специалисты во время своей работы. А рядом с каждым из восстановленных предметов расположено по табличке с описанием реставрационных процессов.
"Мы всегда, к сожалению, остаемся за кадром, но сегодня у нас появился шанс рассказать о той работе, которая возвращает жизнь произведениям", - сказала заведующая отделом научной реставрации графики XVIII - начала XX века Третьяковской галереи, художник-реставратор высшей категории Инна Соловова.
По ее словам, реставраторы, как и врачи, руководствуются принципом "не навреди". "Здесь важно очень вовремя остановиться. Не внести себя, но убрать наслоения времени и оставить при этом его "патину", - пояснила она, добавив, что важно из поколения в поколение доносить людям авторскую задумку.
Посетить выставку можно будет до 13 ноября 2022 года.
Выставочные залы
В первом зале демонстрируют крупноформатные произведения. Там можно увидеть переживший возгорание рисунок плафона Евгения Лансере для московского Казанского вокзала, картоны в натуральную величину Михаила Нестерова для алтарных врат Марфо-Мариинской обители.
Произведения, исполненные в сыпучих техниках - пастели, угле, с помощью сангины - разместили во втором зале. Третий зал заполнен отреставрированными акварельными произведениями. Это, например, работа Александра Каминского "Фонтан в Витербо". Реставраторам удалось вернуть утраченную насыщенность цвета. В следующем зале расположились карандашные рисунки. В экспозицию вошли работы Николая Ге, Александра Орловского, Бориса Григорьева.
Пятый зал посвящен реставрации печатных техник. А шестой собрал произведения, исполненные в так называемых смешанных техниках, а также гуашью и темперой. Это, например, "Портрет Н. С. Гончаровой" работы Михаила Ларионова.