Московские промышленники осваивают космос

Освоение околоземного пространства началось 65 лет назад с запуском первого искусственного спутника Земли. Всего через несколько лет на орбиту был выведен пилотируемый корабль «Восток», на борту которого находился Юрий Гагарин, ставший первым в мире человеком в космосе.

Московские промышленники осваивают космос
© Вечерняя Москва

Технологические разработки того времени и современные решения в космонавтике позволяют нашей стране и сегодня оставаться мировым лидером отрасли. Только в Москве порядка 30 тысяч разработчиков, ученых и инженеров производят почти все: от одежды и питания для космонавтов до ракет-носителей и комплектующих для космических аппаратов.

— Столичные промышленники участвовали в запуске первого искусственного спутника Земли, в подготовке первого полета человека в космос. Сегодня в Москве свыше 30 крупных и средних предприятий ракетно-космической отрасли продолжают вносить свой вклад с освоение космического пространства. История многих из этих научно-исследовательских и производственных центров насчитывает более 100 лет, — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

В день космонавтики рассказываем о некоторых значимых датах покорения космического пространства, разработках столичных предприятий для ракетно-космической отрасли и о жизни современных космонавтов.

С этого дня начался Космос

Новая эра освоения космоса началась 65 лет назад, когда 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен Первый искусственный спутник Земли. Он находился в околоземной орбите 92 дня. За это время, пролетев около 60 миллионов километров, он совершил 1440 оборотов вокруг нашей планеты.

Несмотря на свою высокую значимость для человечества, спутник носил название «Простейший спутник-1» или еще короче — ПС-1. Однако, как говорится в мемуарах ветерана ракетно-космической отрасли, ведущего конструктора по автоматическим межпланетным станциям Виктора Петрова, сотрудники, работающие над первым спутником, обращались ко всем его элементам на «Вы». Этого от них требовал заместитель ведущего конструктора по первому спутнику Олег Генрихович Ивановский.

Над тем, чтобы запуск состоялся, задействовали немалое количество ученых, разработчиков, инженеров, в том числе со многих столичных предприятий. Например, специальный алюминиевый сплав, из которого был изготовлен первый искусственный спутник Земли, разработали в московском НИЦ «Курчатовский»-ВИАМ. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте источников тока, сегодня известный как научно-исследовательское предприятие «Квант», создали блок электропитания из трех батарей, который весил 51 килограмм. Эти батареи составляли примерно 60 процентов массы спутника.

Успешную доставку первого спутника Земли на орбиту осуществила созданная на базе Р-7 ракета-носитель «Спутник». Стартовый и технический комплекс для нее был создан сотрудниками столичного НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина, филиал ЦЭНКИ. Большой вклад в создание Р-7 и ракет-носителей на ее основе внесли сотрудники НИИ-1, в наше время — Исследовательский центр имени М.В. Келдыша.

Спутник современности

Сегодня спутники помогают исследовать планеты, передавать данные для предсказания погоды, устанавливать связь, собирать разведывательные данные и решать ряд других важных задач.

— Ученые, инженеры столичных предприятий ракетно-космической отрасли города сегодня продолжают демонстрировать свой высокий технологический потенциал. Они предлагают современные подходы и пути для решения многих стратегически важных задач, в том числе федеральных, — рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики столицы Владислав Овчинский.

Так, московская корпорация «ВНИИЭМ», согласно Федеральной космической программе на 2016-2025 годы, создаст космический комплекс «Ионозонд». Он будет состоять из четырех космических аппаратов «Ионосфера-М». Их запуск улучшит качество мониторинга «космической погоды» или, по-научному, гелиогеофизической обстановки. В космосе, как и на земле, бывают бури и штиль, солнечный ветер и даже дождь — одно из явлений в полярной ионосфере. Космическая непогода способна вывести из строя различные космические аппараты. Для людей это опасно тем, что спутники, отвечающие за передачу связи или телевидения, могут быть уничтожены. Это приведет к тому, что на земле будет нарушена связь, и важная информация может не дойти до конечной точки.

За 80 лет работы сотрудники «ВНИИЭМ» на орбиту запустили более 95 спутников. Их общий налет — время, проведенное в космическом пространстве, — насчитывает свыше 200 лет.

Независимый гарантированный доступ в космос и запуск многоцелевых искусственных спутников с космодромов России обеспечит семейство ракет-носителей «Ангара». За их разработку и изготовление отвечает московский государственно космический научно-производственный центр имени Хруничева. Ракеты-носители «Ангара-А5» стали преемником семейства «Протон» и уже прошли три успешных испытательных пуска.

Сегодня на предприятии работают над созданием макета под названием «Ангара5НЖ», который соответствует натуральной величине ракеты «АнгараА5М». Макет позволит отрабатывать обслуживание «Ангары» на российском космодроме на Дальнем Востоке «Восточный»: сборку «пакета» ракеты, стыковку ступеней, проведение пневматических проверок. Планируется, что испытания модели пройдут в течение 2023 года.

Одни в космосе

В этом году отмечается 61 годовщина полёта первого человека в космос. Корабль Юрия Гагарина «Восток-1» был выведен на орбиту 12 апреля 1961 года. К этому полету готовилась вся страна. В стороне не остались и столичные промышленники.

Наблюдать за происходящим на борту во время полета помогала система «Трал-Т», разработанная сотрудниками конструкторского бюро Московского энергетического института. Для ручного управления кораблем на борту «Восток-1» был установлен оптический ориентатор «Взор», а также специальные системы ориентации, разработанные в НПО «Геофизика».

Сам корабль был запущен с помощью «Пирамиды» — комплекса электрогидравлических следящих приводов (гидроусилителей) стартовых комплексов ракет-носителей типа «Восток», «Восход», «Союз». Комплекс был разработан Центральным научно-исследовательским институтом автоматики и гидравлики.

Тепловая защита играет немаловажную роль в обеспечении надежности и безопасности пилотируемого полета в космос. За это несли ответственность специалисты НИИ-1 (сегодня Исследовательский центр имени М.В. Келдыша). Они выполняли работы по исследованию теплообмена в районе передней критической точки и на основе полученных результатов выбрали наиболее надежный и технологичный материал. В стенах столичного Всероссийского НИИ авиационных материалов (ВИАМ) специально для корабля «Восток» были разработаны жаропрочные материалы и теплозащитные покрытия.

Кстати, в этом году празднуется 85-летие Валентины Терешковой — до сих пор единственной женщины в мире, которая в одиночку совершила космический полет. Именно с фразы «Эй! Небо! Сними шляпу!» 16 июня 1963 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток-6». Его пилотом стала Валентина Терешкова. В околоземном пространстве «Чайка» — ее позывной во время полета — провела порядка трех суток.

Родился космонавтом

Олег Кононенко, российский космонавт, герой Российской Федерации, родился в 1964 году в городе Чарджоу, Туркменской республики. С самого детства Олег мечтал стать космонавтом. Его желание поддерживал отец, однако мать всегда считала: «сыну нужно умерить романтический пыл и реальнее смотреть на вещи». Это она повторяла даже, когда Кононенко вернулся после полета в космос и стал героем России.

Олег учился в физико-математической школе, затем поступил в авиационный институт, окончив который, устроился на работу в Центральное специализированное конструкторское бюро «Прогресс», где работал над созданием космических аппаратов. Параллельно с этим отбирался в отряд космонавтов, но столкнулся с различными трудностями. Когда настало время в 2003 году готовиться к первому полету, случилась катастрофа с шаттлом Коламбия, тогда всем не имеющим опыта полета космонавтам пришлось ждать запуска нового спейс-транспорта. Ожидание затянулось на 5 лет. Все это время Олег продолжал тренироваться и не допускал мысли оставить свою мечту, он точно знал, что обязательно полетит в космос.

Первый полет Кононенко состоялся в 2008 году, и даже тогда перед экипажем возникли нештатные ситуации, которые, в том числе, впервые случились на орбите. Олегу вместе со своим напарником Сергеем Волковым пришлось выходить в открытый космос, чтобы исправить поломки на спускаемом аппарате Союз.

Во время своего третьего полета Олег участвовал в эксперименте «Контур-2»: он должен был управлять двумя роботами на земле, находясь в объекте, который летит с первой космической скоростью. Люди уже научились с земли управлять роботом в космосе, например, на Луне луноходом, на Марсе планетоходом. А вот наоборот — пока новинка. В своей крайней, четвертой, экспедиции космонавт работал над экспериментом по 3D-печати конструктов щитовидной железы летучей мыши и хрящевых тканей человека на биопринтере. Россия первая провела такой опыт в космосе.

По рассказам специалиста, им приходится подолгу жить на закрытой станции. По размерам изнутри она как два Боинга 737, а внешне — два футбольных поля. Безусловно, есть свои сложности жизни в космическом пространстве, к которым нужно привыкать. Поэтому все, что поставляется на борт, должно соответствовать строгим требованиям. Например, оборудование должно быть огнестойким и взрывобезопасным, а одежда и продукты — гипоаллергенными. Для российских космонавтов все производится на отечественных предприятиях.

— В Москве огромное количество научных учреждений, которые делают как дистанционные системы, так и эксперименты. В столице достаточно мощный научный и промышленный потенциал. И понятно, что именно здесь много что делают для космической станции. Мы получаем от профильных организаций и сложное оборудование, и бытовую продукцию. Все, что отвечает за комфортное пребывание космонавтов в околоземном пространстве. Даже мелочи важны, — рассказал Олег Кононенко.

Сейчас Олег Кононенко готовится к своему пятому полету, который запланирован на март 2023 года.