Конструктор Адольфа Гитлера
Конструктор Вернер фон Браун, родившийся 110 лет назад, был, безусловно, очень талантливым человеком.
Но этому коренастому человеку с пронзительным взглядом было совершенно все равно, на что тратить свое дарование – на разрушение или на созидание. Он с одинаковым вдохновением строил ракеты «Фау», которые несли смерть Лондону и другим городам, и проектировал американский космический корабль, впервые в истории отправившийся на Луну.
Зажиточные переселенцы
Будущий ученый родился в марте 1912 года в аристократической семье в городке Визиц провинции Позен, находившейся на территории Германской империи. Однако после Первой мировой войны им пришлось паковать вещи и искать новое пристанище. По условиям Версальского мира земли Восточной Пруссии, на которых располагался их дом, были переданы Польше.
Семья фон Брауна сначала обосновалась в Гумбинне, затем переехала в Берлин. Невзгоды и трудности, которые сопровождали многих жителей послевоенной Германии, не коснулись переселенцев. Дело в том, что отец Вернера – Магнус фон Браун – получил пост министра продовольствия и сельского хозяйства. Наверняка его солидного жалованья хватало, чтобы жена и дети – в семье кроме Вернера было еще два сына – не тревожились о хлебе насущном.
…Вернер сначала тяготел к музыке, играл на скрипке и фортепиано. Но вскоре у мальчика появились новые интересы. Этому поспособствовала мама, фрау Эмми, подарившая сыну на конфирмацию (церковное совершеннолетие) телескоп. Вернер стал глядеть на звезды и грезить – не больше не меньше, как о полете на другую планету. Интерес усилил прочитанный роман Жюля Верна «Из пушки на Луну».
Путеводная звезда
Вернер не только мечтал, но и действовал – он прочитал книгу «Ракета для межпланетного пространства», в которой была обоснована идея космических полетов. Автором научного труда был Герман Оберт – блестящий ученый и инженер. Еще 1908 году, учась в гимназии, он пришел к выводу, что в космос можно выйти только с помощью ракеты. Оберт также определил выбор топлива для двигателя: смесь водорода и кислорода. Ученый считал, что освоение человеком космического пространства произойдет в ближайшие годы.
В 1928 году 16-летний школьник фон Браун встретился с 34-летним ученым Обертом. Они сразу нашли общий язык и долгие годы работали вместе. Вернер говорил, что видел в Оберте путеводную звезду своей жизни, ибо «обязан ему своими первыми контактами с теоретическими и практическими вопросами ракетостроения и комических полетов».
Оберт помогал – или его вынудили это сделать? – нацистам. В 1941 году он под именем Фридриха Хана консультировал создателей гитлеровского «оружия возмездия». Однако работать над «Фау» обеих модификаций Оберту не пришлось – все сделал фон Браун со своей командой.
После Второй мировой войны Оберт перебрался в США, где продолжал заниматься научной работой. В 1969 году он наблюдал за стартом «Аполлона-11», совершившего успешный полет на Луну.
В последние годы ученый работал над идеей Всемирного парламента – идеального государства, в котором должны быть созданы все условия для счастливой жизни граждан. Идея была сродни утопической коммунистической, но более научно обоснованной. Когда Оберт писал свою книгу «Азбука для избирателей мирового парламента», ему было 90 лет, однако ученый верил в мудрость человечества. Увы, он ошибался.
Лунная «соната»
Фон Браун окончил школу-интернат имени Германа Литца на острове Шпикерог, поступил в Берлинскую высшую техническую школу. Там он вступил в «Общество космический путешествий», где помогал исследователю Вилли Лею в испытании жидкостного ракетного двигателя.
Позже фон Браун продолжил учебу в Берлинском университете имени Фридриха и Вильгельма и Высшей технической школе Цюриха. Вернер не давал себе поблажек, день и ночь просиживая над учебниками, надеясь, что накопленные знания помогут ему воплотить в жизнь заветную мечту. 20-летний студент рассказал о ней Огюсту Пикару, изобретателю стратостата и батискафа: «Знаете, я мечтаю когда-нибудь отправиться на Луну».
Что ответил Вернеру знаменитый физик, осталось неизвестным…
Практическую работу фон Браун начал в военно-исследовательской лаборатории в Куммерсдорф-Вест. После того как он в октябре 1932 года доложил о результатах исследований, его удостоили степени бакалавра. Вернер стал сотрудником экспериментальной лаборатории по созданию жидкостных реактивных двигателей для баллистических ракет.
На горизонте Вернера замаячила блистательная карьера. И – облик невзрачного человека с небольшими усиками и небрежно брошенной на лоб челкой, который в январе 1933 года пришел к власти в Германии. Вскоре фон Браун понял, что Гитлер – это судьба. Но пока не осознал, куда эта судьба приведет…
Под грохот барабанов
Спустя много лет, уже находясь в США, конструктор оправдывался – сначала он занимался мирными научными исследованиями. К тому же спустя менее полутора десятка лет после окончания Первой мировой никто не думал о новой войне. Ее очертания обрели реальность, когда в Германии оглушительно загрохотали барабаны нацистов. И фон Брауну уже некуда было деваться – он был вынужден служить фюреру и его своре, создавая свой убийственный проект.
Однако фон Браун лукавил. Он ничуть не колебался, не чувствовал сомнений и, конечно, понимал, для чего нацистам нужны ракеты. Но – не возражал: новая власть купила его и коллег – Вальтера Риделя, его тезку Дорнбергера – с потрохами.
Фон Брауну было всего 22 года, когда он получил степень доктора за свою диссертацию, тут же получившую гриф «Совершенно секретно». Он вступил в НСДАП, получил звание штурбанфюрера СС. В 1937 году конструктор стал техническим директором секретного испытательного полигона на мысе Пенемюнде на балтийском острове Узедом. О том, что там происходит, знали немногие…
Нацисты мечтали о ракетах, которые могли долететь не только до Лондона и Москвы, но и обрушиться на Нью-Йорк. И это не было горячечным бредом – еще в 1934 году группа фон Брауна провела успешные испытания ракеты, которая взвилась на высоту более трех километров. Через несколько лет Германия могла получить невиданное доселе оружие, которое не оставило бы надежд ее противникам.
«Фау» летят на Лондон
Парадокс, но великие державы от катастрофы спас… Гитлер. Этот сумасброд вдруг решил, что ракеты подождут, и вермахт справится со своими врагами и без нового супероружия фон Брауна. Разработки и испытания были признаны слишком дорогостоящими, и их фюрер приказал отложить. В марте 1939 года ошеломленные этим известием Доргбергер и фон Браун отправились к Гитлеру, чтобы попытаться спасти проект.
Фюрер внимательно слушал и кивал, изображая понимание. Тем не менее стоял на своем – Германия сможет поставить на колени весь мир и с тем вооружением, которым владеет. Спустя год, в феврале 1940-го, Гитлер приказал заморозить вообще все научные проекты, которые нельзя было реализовать в течение года.
Работа над управляемыми ракетами продолжалась, но – ни шатко, ни валко. И лишь в 1943 году, когда стало ясно, что Германия проигрывает войну, началось форсирование проекта. Доргбергер и фон Браун были вызваны в «Волчье логово». Фюреру показали фильм, на котором был запечатлен успешный запуск ракеты, затем с объяснениями выступил конструктор. «Фон Браун выступал уверенно, без тени робости, – вспоминал министр вооружений Альберт Шпеер. – В его голосе совершенно отсутствовали нотки юношеского энтузиазма. Свою теорию он изложил настолько четко и понятно, что начиная с этого дня Гитлер стал поклонником гениального ученого».
…13 июня 1944 года, вскоре после высадки союзников в Нормандии, первые десять управляемых ракет «Фау-1» были направлены на Лондон. Однако лишь одна достигла столицы Великобритании. Огромное металлическое тело взорвалось в районе Туэр-Хамлетс – шесть человек погибли и девять получили ранения.
В последующие дни целью нацистских ракет стал не только Лондон, но и другие города островного королевства: Портсмут, Саутгемптон, Манчестер. Падали убитые, рушились дома, однако существенного влияния на ход войны смертоносные «Фау-1» оказать не смогли. Хотя число жертв от применения ракет обеих модификаций было значительное – всего погибло 2724 человека. Кровь этих людей – во многом на совести фон Брауна и его коллег. Но они не понесли никакой ответственности за массовые убийства.
Испытывал ли конструктор угрызения совести? Может быть, ведь он был набожным человеком и говорил, что живет по библейским заповедям. Хотя молиться – еще не значит раскаяться…
Вершина карьеры и падение
Немецкие конструкторы и ученые, среди которых оказался фон Браун, стали ценными «трофеями» для США. Уже в сентябре 1945 года они оказались на базе разведывательного управления армии на форте Стронг. Вместе с «эмигрантами» в Америку прибыли документы, которые позволили продолжить исследовательскую работу.
Фон Браун был назначен руководителем программы разработки межконтинентальной баллистической ракеты «Редстоун» и «сестер» – «Юпитер-С» и «Юнона». Но это было в общем рядовое событие. Главное в жизни немецкого конструктора произошло, когда его назначили директором Центра космических полетов NASA. Именно он руководил разработкой ракет-носителей серии Saturn и космических кораблей Apollo, сыгравших важную роль в освоении Луны.
16 июля 1969 года с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида стартовала трехступенчатая ракета-носитель «Сатурн V», которая вывела в космос корабль «Аполлон-11» с тремя астронавтами на борту. Один из них – Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны.
Это было «почти» воплощение юношеской мечты фон Брауна. Он сам не достиг Царицы ночи, но сделал все для ее покорения. Конструктор, который находился в расцвете сил – ему было 57 лет, – собирался приступить к реализации своих других планов. Однако…
В бытность президентом Ричарда Никсона космическая программа США была значительно сокращена, и многие сотрудники из группы фон Брауна были вынуждены уволиться. Ему самому предложили заняться чем-нибудь попроще, например, коммерческими спутниками. Но конструктор, привыкший к глобальным проектам, оскорбился и подал в отставку.
…Последние годы фон Брауна не были отмечены важными событиями. Казалось, что он, богатый и обеспеченный господин, в уединении наслаждался жизнью, однако его выразительные глаза время от времени озарялись грустным светом. Его голова была полна идей, но ими уже никто не интересовался. Может быть, это была расплата за прежние грехи?..
Фон Брауну было всего 65 лет, когда его настигла неизлечимая болезнь. Однако с тех пор и по сей день ходят слухи, что конструктор не умер своей смертью, а его убрали, чтобы он ненароком не выдал страшную «тайну», – что американские астронавты никогда не были на Луне…