России догнать Китай мешают нефть, газ и уголь
Пока Европа ругает Газпром за взвинчивание цен на газ и думает, как ускорить переход к безуглеродной экономике, Китай перешел от слов к делу.
По итогам 2021 года китайская зеленая энергетика преодолела знаковый рубеж – установленные мощности возобновляемых источников энергии достигли 1000 гигаватт – то есть одного тераватта. Развитие беспрецедентное: за пять лет этот показатель в КНР удвоился. При этом доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в национальном энергобалансе достигла 43,5%, увеличившись на 10,2% по сравнению с концом 2015 года. Пока что больше всего энергии вырабатывают гидроэлектростанции (ГЭС) – 385 гигаватт, ветер дает 299 гигаватт, солнечные электростанции – 282 гигаватт, электростанции на биологическом сырье – 35,34 гигаватт. По данным Национального энергетического управления Китая, по всем четырем показателям КНР занимает первые места в мире. И соответственно, Китай лидирует в мире по абсолютному объему выработки электроэнергии из возобновляемых источников, более чем вдвое опережая идущие на втором месте США.
В чем причина столь бурного развития зеленой энергетики в Китае, который наголову опережает так называемых мировых лидеров? Над этим можно поиронизировать, но суть - в целеполагании, которое исходит от руководства КНР и прежде всего от компартии. Там «зеленый переход» определен как одна из главнейших задач на ближайшие десятилетия. Китайское руководство решило, что экономический рост впредь не должен идти в ущерб качественному и сбалансированному развитию. Задача создания «прекрасного Китая», то есть резкое улучшение экологии будет решаться параллельно с выходом Китая в мировые экономические лидеры.
Но это не только ценные партийные указания, но и огромные средства, которые выделяет государство. Причем, не только на строительство новых электростанций на ВИЭ, но и на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. По госпрограммам до 2060 года Китай инвестирует порядка 60 триллионов юаней (9 триллионов долларов) в развитие чистых источников энергии. Именно к этому году КНР намерена достичь углеродной нейтральности. Порядка 20 триллионов юаней будет вложено в развитие солнечной энергии, 14 триллионов — в строительство ветряных электростанций, 5 триллионов — в возведение АЭС, 3 триллиона — в развитие водородной энергетики. Капиталовложения в развитие электросетей составят 11 триллионов юаней, благодаря чему будет расширен доступ к «зеленой» энергетике по всей стране. 7 триллионов юаней будет инвестировано в развитие систем хранения энергии.
В результате в КНР уже сейчас есть все для динамичного перехода на ВИЭ. На долю Китая приходится 80 процентов мирового производства солнечных панелей. Все пять ведущих мировых производителей панелей - китайские. Согласно текущему плану, производство солнечных батарей в Китае к 2025 году достигнет не менее 350 ГВт. КНР также доминирует в производстве инверторов, еще одного ключевого компонента для подключения панелей к сети. 6 из 10 ведущих производителей инверторов находятся в Китае, на их долю приходится 60 процентов мирового производства.
Семь из 10 ведущих мировых производителей ветряных турбин также китайские, их общая производственная мощность – 57 ГВт. Китай разработал полную цепочку поставок от ключевых компонентов до строительства и эксплуатации ветряных электростанций.
КНР лидирует и в разработке накопителей энергии, которые очень важны при эксплуатации электростанций на ВМЭ, ведь энергия солнца и ветра иногда зависит от погодных условий. Так вот в Китае установленные мощности новых типов накопителей достигли 3,3 миллиона киловатт и превосходят аналогичные в других странах.
В нашем представлении ветряная энергия ассоциируется с Европой, которая заставлена ветряками. Но китайская Longyuan Power является ведущей ветроэнергетической компанией в мире с 2015 года и в настоящее время вырабатывает 200 ГВт энергии. Все это не только самые современные технологии, которыми обладает Китай, но и гигантские производственные мощности.
Китай опережает остальной мир и в производстве и продаже автомобилей на новой энергии. На китайский рынок приходится 50 процентов мировых продаж таких автомобилей. Общее число электромобилей в КНР скоро достигнет 7 млн. В Китае создана и бурно развивается инфраструктура для из эксплуатации. Более 2,2 миллиона зарядных станций для электромобилей по всей стране образуют крупнейшую в мире сеть.
Внедрение ВИЭ происходит на фоне впечатляющего роста энергоэффективности китайского хозяйства. Энергозатраты на единицу ВВП с 2011 года снизились почти на 30 процентов, и продолжают уменьшатся, согласно специальной госпрограмме.
Все это воплощается в жизнь на основе стратегических планов, которые реализуются с удивительным постоянством. Китай ежегодно вводит в строй самые большие в мире мощности ветряной и солнечной энергетики. В 2020 г. в КНР было построено новых ветровых электростанций на 71,67 ГВт. Это абсолютный годовой рекорд – ввод новых ветровых станций в стране почти втрое превысил показатель 2019 г. Мало того, получается, что мощности введенных в строй в Китае за 2020 год ветровых электростанций превышают суммарные мощности всех новых аналогичных станций во всем мире в 2019 г. (60,4 ГВт). Прирост мощности солнечных электростанций в Китае в 2020 г. составил 48,2 ГВт. Это также абсолютный мировой рекорд. Однако энергетический кризис, разразившийся в последние месяцы, затронул и Китай. И вот руководство КНР приняло решение ускорить переход к зеленой энергетике. «Китай продолжит содействовать изменению национальной структуры промышленности и энергетики, активно развивать использование возобновляемых источников энергии. Мы ускорим планирование и строительство в пустынной местности, в пустыне Гоби и степных районах крупномасштабных проектов по созданию фотогальванических и ветряных электростанций», — заявил не так давно Председатель КНР Си Цзиньпин. - Уже началось строительство первой очереди таких объектов общей мощностью 100 млн кВт».
Разрабатываются проекты строительства второй очереди, такой же мощности. И это лишь часть грандиозного проекта наращивания выработки энергии на ВИЭ суммарным объемом 400 млн кВт, о котором задумалось китайское руководство.
Все это настолько грандиозно и необычно, что в США, похоже, приняли строительство ветряков в провинции Ганьсу за возведение укрепрайона для межконтинентальных баллистических ракет. Не так давно представитель МИД КНР пристыдил американских стратегов, назвал их выкладки смешными и беспочвенными, а их спутники, снимки с которых были использованы для анализа, слепыми. На самом деле речь идет о действительно масштабном плане ускорения перехода к зеленой энергетике, который грозит оставить США далеко позади на пути мирового прогресса.
Причем новый китайский проект будет реализовываться параллельно с ранее утвержденными планами. На этом фоне Европа с ее разговорами о зеленой энергетике выглядит куда менее амбициозно. Для сравнения все установленные мощности солнечной генерации в европейских странах составляют 165 миллионов кВт. С Россией и сравнивать неприлично. У нас выработка электроэнергии на ВИЭ, включая ГЭС, не превышает 21 процента всего энергобаланса, это вдове с лишним меньше, чем в Китае. Причем на солнечных и ветряных станциях России вырабатывается менее 1 % энергии. В абсолютных цифрах это несопоставимо с китайскими показателями: от солнца мы берем 1,3 млн кВт, от ветра – 0,172 млн кВт. Сейчас наша страна реализует, кажется, труднодостижимую задачу – довести долю солнца и ветра в энергобалансе до 4 процентов.
По объемам выбросов углекислого газа Россия находится на 4 месте в мире. Если наша политика в области «зеленого развития» не изменится, по мере отказа от углеводородов развитыми экономиками, мы будем перемещаться вверх в этом рейтинге. Наше богатство – нефть, газ, уголь – в данном случае грозят стать преградой на пути прогресса.
Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд».