Кто и зачем продвигает скандальный блокчейн TON после ухода Дурова. Рассказывает разработчик проекта

12 ноября на криптобиржах OKEx и FTX появился токен Toncoin — наследник несостоявшейся криптовалюты блокчейн-проекта TON братьев Павла и Николая Дуровых. Стоимость монеты взлетела с $0,7 до $5,7. При этом незадолго до листинга TON начали активно продвигать на рекламной платформе Telegram, хотя официально ни мессенджер, ни Павел Дуров уже не имеют отношения к проекту. О том, что сегодня связывает TON и Telegram, кто разрабатывает проект и на чьи деньги он существует, «Секрету» рассказал один из разработчиков блокчейн-сети Анатолий Макосов. Что такое TON Николай и Павел Дуровы придумали блокчейн-платформу Telegram Open Network (TON) в конце 2017 года. Николай выпустил подробный технический документ (white paper), в котором описывалась работа всех основных элементов будущей сети. Задачей было создать быстрый, недорогой и бесконечно масштабируемый протокол для любых финансовых и нефинансовых транзакций, а также объединить разрозненные блокчейны в децентрализованною глобальную сеть. По сути, TON мог превратиться в платформу для децентрализованных приложений по аналогии с Google Play и AppStore. Главной внутрисетевой криптовалютой должна была стать Gram. Её можно было бы использовать для оплаты контента и подписок на сервисы, поддержки авторов каналов Telegram и для покупок реальных товаров и услуг через боты. Для запуска Gram Павел Дуров привлёк $1,7 млрд инвестиций от 175 инвесторов, в том числе от российского миллиардера Романа Абрамовича и голливудского актёра Джареда Лето. Но Комиссия по ценным бумагам (SEC) признала токены Gram ценными бумагами. По версии SEC, Дуров разработал схему, которая позволила бы инвесторам заработать на перепродаже Gram на открытых рынках. Суд в США согласился с доводами комиссии и запретил выпуск криптовалюты. В итоге инвесторы остались без обещанных Gram, а сам блокчейн TON так и не запустился. Часть инвесторов потребовали от Дурова свои вложения обратно и обратились в суд. В результате Telegram вернул им более $1,2 млрд. В мае 2020 года Павел Дуров вышел из неудавшегося проекта, и Telegram не получил собственную блокчейн-платформу, которая могла решить проблему монетизации мессенджера. TON после Дурова Но всё же команда Telegram успела довести TON до состояния почти полноценного продукта. И так как проект с самого начала создавали с открытым кодом, работу над блокчейном мог продолжить любой желающий. Так и вышло: спустя время появилось несколько независимых друг от друга групп энтузиастов, решивших запустить собственную сеть на основе открытого кода, оставленного Telegram. Одна из таких команд под названием NewTON уже в конце мая 2020-го запустила в тестовом режиме сеть NewTON Blockchain. В отличие от других сообществ, которые создавали проекты на коде TON — FreeTON и Chinese TON Community, эта команда продолжила разработку оригинальной сети testnet2, которую создавала компания Дурова. Впоследствии команда разработчиков сменила название NewTON на TON Foundation. Это сообщество образовалось из разработчиков, которые в том числе работают с открытой экосистемой Telegram, валидаторов, победителей публичных блокчейн-конкурсов мессенджера Дурова и криптоэнтузиастов, пояснил «Секрету» один из разработчиков блокчейн-сети Анатолий Макосов. В июне 2021 года TON Foundation получила от Telegram репозиторий на GitHub и тот самый домен ton.org, где с самого начала публиковалась вся информация по блокчейну братьев Дуровых. Таким образом, команда, по сути, стала официальным продолжателем проекта Telegram. «Основатели проекта и команда Telegram создали TON и довели его до продуктового состояния, после чего за работу взялось открытое сообщество, которое развивает технологию сейчас. Это и создаёт родственную связь между TON и Telegram», — пояснил Макосов. Что сейчас представляет собой команда TON По словам Макосова, сегодня TON — это децентрализованное сообщество разработчиков, дизайнеров, маркетологов и бизнес-девелоперов. У проекта, по словам Анатолия, нет центрального эмитента или лица, отвечающего за развитие проекта в целом. Как рассказал разработчик, активные члены сообщества TON, «исходя из собственных возможностей и ресурсов», трудятся над проектом по своему усмотрению, развивая технологическую составляющую и продвигая блокчейн. «В целом над проектом в режиме фулл-тайм работает свыше 60 разработчиков — среди них группа основных специалистов и несколько независимых друг от друга продуктовых команд. Есть отдельные команды по контенту (человек 10), а также модерации, где уже трудятся порядка 20 человек. Число специалистов по маркетингу сложно оценить, но их тоже больше десятка в разных командах», — рассказал Макосов. Ключевых разработчиков можно посмотреть на сайте Github — как отметил Макосов, команда TON не прячется, поэтому полностью анонимной её назвать нельзя. При этом, по словам спикера, «особой тяги к публичности основные участники сообщества не испытывают». Реклама в Telegram. Кто её оплачивает и помогает ли мессенджер с пиаром Через несколько месяцев после выхода Telegram из проекта TON Павел Дуров объявил, что будет монетизировать работу мессенджера с помощью рекламы. Он обещал, что это будет ненавязчиво и большинство пользователей едва ли заметят какие-либо серьёзные изменения. Пятого ноября 2021 года мессенджер начал тестировать рекламный инструмент, продвигая канал самого Павла Дурова. А уже через 2 дня появились первые «настоящие» рекламные сообщения. Пользователям стали показывать каналы об инвестициях в криптовалюту, о моде и здоровье. Но малозаметной эту рекламу назвать было сложно. Пользователи жаловались, что в их привычных каналах теперь рекламируют страницы и группы с небольшим числом подписчиков. В частности, им предлагали подписаться на Telegram-канал сообщества TON. Реклама появлялась довольно часто. В постах говорилось, что «прямо сейчас более 30 000 серверов майнят токены (Toncoin), а общая сумма добытых за полгода токенов — на уровне $25 млн». Условия рекламной платформы Telegram достаточно суровые. Минимальная цена 1000 показов составляет €2 (около 162 рублей), минимальный бюджет для запуска рекламной кампании — €2 млн (более 161 млн рублей). Из этой суммы €1 млн составляет депозит, который не возвращается, если рекламодатель не тратит €10 млн за последние 12 месяцев. Как позднее отмечал директор по коммуникациям в рекламных технологиях VK Никита Лихачёв, в реальности реклама в Telegram-каналах через личные размещения стоит примерно 2–3 рубля за показ, или около €30 за 1000 показов. При этом реклама TON появилась на главных страницах в VK и «Яндекс.Поиске». Минимальный бюджет подобной кампании в соцсети — 4 млн рублей, в «Поиске» — более 700 000 рублей. Так сколько TON потратил на продвижение в России? Анатолий Макосов прямо не ответил и напомнил, что команда TON — децентрализованное сообщество, у которого нет единого бюджета. Но есть «контакты». «Таким образом, продвижение проекта и, в частности, реклама в Telegram — это инициатива отдельных членов сообщества, имеющих необходимые ресурсы и контакты. Централизованного финансирования подобных кампаний в TON не существует», — объяснил он. По словам разработчика, никаких особых условий по рекламе Telegram проекту не предоставлял. Однако сыграла роль историческая вовлечённость активных членов сообщества в экосистему Telegram. «Эта вовлечённость проявляется не только в рекламе, которая осуществляется через стороннее лицо на коммерческой основе, но и в разработке многофункциональных ботов, позволяющих пользователям Telegram работать с TON не покидая мессенджер», — добавил Макосов. Его слова подтверждает источник Forbes в администрации Telegram. По его словам, TON Foundation — «обычный рекламодатель, с которым Telegram работает на стандартных условиях». Но при этом TON — первый блокчейн-проект, который начал рекламировать Telegram. Планы по Toncoin и сотворение нового интернета Начало пиар-разгона TON в Telegram почти совпало с анонсом крупных криптовалютных бирж OKEx и FTX, которые сообщили о скором листинге нативного токена сети — Toncoin. После этого актив начал стремительно дорожать. Торговые площадки провели размещение криптовалюты в один день — 12 ноября. К тому времени цена цифровой монеты увеличилась на 710% и на максимуме достигала $5,7. При этом Макосов предположил, что капитализация монеты в скором времени может измениться на фоне запуска в 2022 году ключевых элементов, находящихся сейчас на этапе разработки: DNS, Proxy и Storage. «Крайне сложно оценить будущий рост крипторынка, но, исходя из текущих значений, в перспективе капитализация Toncoin может быть в диапазоне $60–500 млрд», — отметил он. У экспертов же скептичное отношение к этой криптомонете. В частности, сомневаются в ликвидности актива. «Если за ростом токена не стоит какая-то прорывная технология или парадигма, то, скорее всего, это искусственный памп. Я никакой новой технологии за TON Foundation пока не вижу, если бы это действительно стало тем, для чего задумывалось, а именно внутренним токеном Telegram, тогда был бы другой разговор», — считает основатель криптовалютной биржи Garantex, член инициативной группы «Сколково» по разработке пакета правок и предложений к законопроекту «О цифровых финансовых активах» Сергей Менделеев. Кроме того, блогер, бывший банковский консультант Михаил Жуховицкий отметил , что 99% объёма всех монет Toncoin якобы сосредоточено в руках неизвестной группы лиц. Это, по словам Жуховицкого, противоречит идее децентрализации крипты, а «монета ничем не подкреплена». В ответ на это Макосов заявил , что 99% монет не сосредоточены в одних руках. По словам представителей проекта, в блокчейне сейчас чуть более 100 аккаунтов, у которых на счетах больше 10 млн токенов, и 232 аккаунта со счетами более 1 млн токенов. Всего же в проекте более 80 000 аккаунтов. Большая из часть неактивна, а «распределение токенов происходило стихийно и сумбурно» и «на текущий момент ясной картины нет». В будущем перекос в активах гипотетически может привести к тому, что однажды владельцы большей части монет массово выведут их на рынок, результате курс Toncoin сильно упадёт, уверен партнёр фонда block-chain.com Вячеслав Семенчук. «Какие-то люди хотят загнать монету на определенный уровень и затем вывести деньги», — заявил он. По словам Макосова, конкретно сообщество проекта «не рассматривает Toncoin как инвестиционный инструмент», а сфокусировано на технологической части. В том числе на идее создать «новый интернет». Сейчас глобальная задача TON, по словам разработчика, — создать глобальную сеть следующего поколения — с децентрализованным хранилищем файлов, анонимной системой доменных имён, мгновенными платежами и удобными сервисами. Основные участники сообщества верят в перспективы развития технологии, созданной командой мессенджера, отметил Анатолий Макосов. Он считает, что TON станет явлением мирового масштаба, сравнимым по значимости с «созданием интернета». Разработчик при этом подчеркнул, сообщество TON «не в курсе планов и мнения Павла Дурова относительно проекта». Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com

Кто и зачем продвигает скандальный блокчейн TON после ухода Дурова. Рассказывает разработчик проекта
© Секрет Фирмы