Чужим на орбите не место?
Космотуризм – тема не новая, всерьез о ней заговорили еще в 80-е годы прошлого века, когда начался новый виток космического сотрудничества между СССР и США. Формально, для этого были все основания. Сейчас идея космического туризма снова набирает популярность.
Надежные ракеты-носители, пилотируемые орбитальные корабли и, наконец, Международная космическая станция (МКС), которую можно использовать как "космический отель". Или построить новый. В качестве потенциальных клиентов – несколько тысяч или даже десятков тысяч земных миллиардеров и мультимиллионеров, готовых выкладывать за полет на орбиту пару-тройку десятков миллионов долларов! Вот скажите, как при таких исходных данных можно не развить орбитальный или хотя бы суборбитальный туризм? Можно! Если очень захотеть.
Самым "успешным" оказался российский вариант космического туризма. Тут ничего удивительного: надежные советские ракеты-носители и пилотирумые корабли "Союз", оснащенные системой спасения. С 1971 года советская и российская космонавтика осуществляет запуски на орбиту космонавтов без единой человеческой жертвы. Тогда как США умудрились потерять два «челнока» и 14 астронавтов: 7 человек из-за трагедии с "Челленджером" в 1986 году и 7 человек из-за трагедии с шаттлом «Колумбия» в 2003 году. И до сих пор у США нет надежных орбитальных пилотируемых кораблей (удивительно, но факт). Это выглядит еще более странным с учетом ряда аварий в российской космонавтике, из-за чего стоимость коммерческого страхования орбитальных грузов резко выросла.
Забавно, что помимо ценовых ограничений, российская сторона не чуралась и зарубать кандидатов-миллионеров якобы по причине "недостаточно крепкого здоровья". Тем временем, смех-смехом, но 50-60-летние американские и российские дядечки и тетечки, часто с избыточным весом и Бог весть какими еще "фичами", почему-то проходят "суровый медицинский контроль". А люди младше 40 лет практически не летают на орбитальную станцию!
Например, "космическая бабушка" Пэгги Уитсон свои первые два полета на орбиту совершила в 42 и 47 лет (в 2002 и 2007 годах). Но прошло 9 лет — и чудо, старушка снова хоть куда. В 2016 году в возрасте 56 лет (!) она опять полетела на МКС. И это не исключение. Итальянец Паоло Несполи полетел впервые на МКС в 50 лет, а последний раз был в 2017 году аккурат в возрасте 60 лет. Крепкий такой старикан! Но ладно, не будем забегать так далеко в конспирологию, а то некоторым читателям это не понравится и они расстроятся.
В общем, с 2009 года полеты на российских кораблях на МКС у космических туристов как-то сами собой прекратились вплоть да нынешнего декабря, аж на 12 лет, когда на «Союзе» за свой счет на орбиту отправились туристы Юсаку Маэдзава и Йозо Хирано. И полетит ли кто-нибудь еще – неизвестно, а почему конкретно — не ясно. Перефразируя московского политтехнолога Дмитрия Галковского можно прямо сказать: "русским деньги не нужны". Ладно, а как обстоят дела с космическим туризмом в самой развитой на нашей планете локации, Северной Америке? Будете смеяться: в целом никак!
То есть, если унылый Роскосмос в партнерстве с американской компанией Space Adventures скатал на орбиту целых 10 туристов за последние 20 лет, то у NASA в этой графе красуется жирный ноль. Одной из причин называлось то, что после гибели "Челленджера" в 1986 году правительство США и NASA де-факто запретили непрофессиональным астронавтам полеты на американских кораблях на орбиту. Поэтому вплоть до закрытия проекта Space Shuttle в 2011 году никаких "посторонних лиц" на борту космических челноков и не было. Затем последовала эпоха использования высокотехнологичными американцами в качестве средств для доставки астронавтов на орбиту древних советских ракет и кораблей. На этом все.
Собственно, а что мы хотим, если "астронавты" с трудом добираются на высоту 400 километров над уровнем моря, а Мэтт Деймон (и не только он) уже слетал на Марс? Да, в кино, но какая разница? Как сказал антигерой фильма "Шоу Трумана": "мы принимаем реальность такой, какой ее нам преподносят". Поэтому если за 20-30 с лишним лет так и не удалось раскопать золотую жилу космического и суборбитального туризма, есть ли смысл дальше изображать бурную деятельность?