Конструктор, испытатель и тропический "Союз": Самарская область в истории освоения космоса

1 октября 1919 года. Создатель лучших в мире ракет В этот день родился Дмитрий Козлов, легендарный конструктор ракетно-космической техники, дважды Герой Социалистического Труда. В семье плотника, трудившегося в паровозных мастерских в Тихорецке Краснодарского края, Дмитрий был первенцем. Позже у него появились два брата. Отца по работе переводили из одного города в другой, поэтому школу Дмитрий окончил в Пятигорске. В 1937 году он поступил в Ленинградский военно-механический институт. Когда началась Великая Отечественная война, 1 июля 1941-го ушел добровольцем на фронт. Был трижды ранен, остался без левой руки. После демобилизации продолжил учебу. После защиты диплома Козлова направили на секретные курсы подготовки специалистов по разработке принципиально новой военной техники. Летом 1946 года его в составе специальной комиссии отправили в Германию изучать трофейные ракеты "ФАУ-2". Там он познакомился с Сергеем Королевым, который вскоре пригласил Козлова в свое конструкторское бюро для работы над проектами советских баллистических ракет. В 1958-м в Куйбышеве Дмитрий Ильич возглавил филиал № 3 королевского КБ. Вместе с директором "Прогресса" Виктором Литвиновым организовал на заводе производство знаменитой "семерки". В 1964 году ему поручили осваивать автоматические космические аппараты дистанционного зондирования Земли (спутники нового поколения и сейчас разрабатывают на предприятии). В 1966-м под руководством Козлова создали ракету-носитель среднего класса "Союз ", модификации которой стали самыми массовыми и надежными в мире. В начале 2000-х появилась модернизированная версия "Союз-2". Дмитрий Ильич был ярчайшей личностью в сфере космонавтики. На протяжении 45 лет он являлся бессменным руководителем конструкторского бюро, получившего статус центрального специализированного (ЦСКБ). Большое внимание уделял подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли, а также созданию достойных условий для жизни и отдыха работников предприятия. Благодаря ему в городе установили монумент ракете-носителю "Союз ", открыли музей "Самара Космическая ". В 2009 году легендарного конструктора не стало. Сейчас музейно-выставочный центр и площадь перед ним носят его имя. В 2019-м там установили памятник Козлову. 6 октября 1949 года. Работа на грани риска В деревне Потаповка Красноярского района родился Евгений Кирюшин, будущий Герой Российской Федерации, испытатель аэрокосмических систем жизнеобеспечения и спасения. По словам Кирюшина, он в общей сложности провел в космосе четыре года. Хотя ни разу не покидал Землю. У него был свой, земной "космос", который имитируют в лабораториях во время исследований и экспериментов. Евгений Кирюшин мечтал стать летчиком. Во время службы в армии попал в школу младших авиационных специалистов. В 1968 году в часть приехала специальная комиссия и отобрала по показателям здоровья и морально-волевым качествам несколько курсантов для перевода на службу в секретный тогда институт космической биологии и медицины (ныне Институт медико-биологических проблем). "Боевым крещением" для них стала центрифуга, на которой во время вращения создавали перегрузку от 4 до 12 g (одно "джи" - это стандартное ускорение свободного падения, равное 9,8 метра в секунду). После демобилизации Кирюшин перешел в штат института. Выполнял задания любой сложности. Например, в барокамере при давлении, соответствующем высоте 40 км, работал на полетном тренажере. Проводил исследования в условиях взрывной декомпрессии (резкого падения давления воздуха в закрытом объеме). Принимал участие в испытаниях катапульт и орбитальной станции "Мир", отработке пилотируемого спуска и приземления. Участвовал в длительных экспериментах по имитации невесомости. - В какой-то степени мы были не только испытателями, но и спасателями, - рассказывал Евгений Александрович. - Отрабатывали действия, сопряженные с максимальными трудностями и риском. Полученные нами результаты легли в основу инструкций для космонавтов, которые нас потом благодарили и называли первопроходцами. В 1997 году за мужество и героизм, проявленные при испытаниях, связанных с освоением космического пространства, Кирюшину присвоили звание Героя Российской Федерации. Евгений Александрович часто приезжал на родину, встречался с земляками в школе села Большая Раковка, которая сейчас носит его имя. В 2018 году Кирюшин ушел из жизни. На доме, где он рос, установили памятную доску, а в школе открыли посвященный ему музейный зал. 21 октября 2011 года. Старты с экватора Впервые ракета-носитель "Союз-СТ", разработанная и изготовленная в РКЦ "Прогресс", стартовала с иностранного космодрома и успешно вывела на орбиту два европейских навигационных спутника "Галилео". В 1990-х годах в отечественной космонавтике наступил трудный период, выйти из которого помогли коммерческие зарубежные заказы. В то время французская компания "Арианспас" решила прекратить эксплуатацию своей ракеты среднего класса "Ариан-4". Европейцы решили использовать наш "Союз". В итоге было создано российско-французское акционерное общество "Старсем". Сначала запуски иностранных космических аппаратов проводили с Байконура. И вскоре французы убедились в надежности самарских изделий. Даже президент Франции Жак Ширак в 2001 году во время визита в наш город посетил "Прогресс", чтобы лично ознакомиться с производством ракет-носителей. В ноябре 2003-го страны подписали соглашение по размещению "Союза" в Гвианском космическом центре (ГКЦ) в Южной Америке. - Выбирать место под будущий комплекс запуска пришлось среди джунглей, - рассказывает генеральный директор РКЦ "Прогресс" Дмитрий Баранов. - Мы ехали вдоль побережья на гусеничных бронетранспортерах, потому что дороги там просто не было. Потом всю строительную часть - земляные работы, возведение зданий и сооружений, доработку инфраструктуры - выполняла французская сторона. Российские специалисты отвечали за создание и монтаж технологических систем. РКЦ "Прогресс" как головное предприятие отвечал и отвечает до сих пор за производство ракет и всю кооперацию российских предприятий. Для ГКЦ создали новый носитель "Союз-СТ" ("специальный тропический") на базе "Союза-2". Его адаптировали к условиям экваториального тропического климата, доработали в соответствии с европейскими нормами безопасности и экологии, учли условия транспортировки морским путем. Блоки ракеты сначала отправляют по железной дороге в Санкт-Петербург, потом - через Атлантический океан. Изменилась также предстартовая подготовка. До пусков с экватора "Союз" собирали в единый "пакет" в горизонтальном положении. В Гвиане возвели 52-метровую мобильную башню обслуживания, где стыковка космического корабля и ракеты-носителя проходит вертикально и в защищенном от влажного климата пространстве. В строительстве стартового комплекса участвовал сызранский "Тяжмаш". Предприятие изготовило стартовую систему, кабины обслуживания и другое оборудование. На сегодняшний день с космодрома Куру выполнили 24 старта "Союзов-СТ". Ближайший запланирован на декабрь этого года.

Конструктор, испытатель и тропический "Союз": Самарская область в истории освоения космоса
© СОВА