Войти в почту

Что мешает рынку отечественных агродронов «встать на крыло»?

«Умные» дроны с лазером увеличивают урожайность

Что мешает рынку отечественных агродронов «встать на крыло»?
© АГРОXXI

Хотя Россия пока не стала мировым лидером по внедрению инновационных агротехнологий с помощью дронов, на рынке постоянно появляются новые идеи и разработки.

Только за месяц стало известно о создании нескольких проектов по применению беспилотных технологий в аграрном секторе. Ученые из Санкт‑Петербургского федерального исследовательского центра РАН совместно с компанией «Новбиотех» создали беспилотник и модуль для лазерного облучения сельскохозяйственных посевов. Автономный летательный аппарат сам рассчитывает траекторию движения, прокладывает маршрут и даже настраивает параметры облучения лазером растения.

Не так давно проходило тестирование «умного» дрона. На поле были высажены многолетние травы, которые используются для корма сельскохозяйственных животных. Автономный летательный аппарат облучал посевы с высоты около 10 метров лазерным следом 50х50 сантиметров: на один такой участок требовалось четыре секунды.

Оказалось, что беспилотники могут не только защищать сельскохозяйственные культуры от вредителей, но и увеличивать урожайность:

«Само по себе лазерное излучение напрямую не повышает продуктивность культур. Но в ночное время фоторецепторы вегетирующих частей растений способны воспринимать свет красного спектра, они трансформируют его и передают сигнал внутрь клетки, запуская каскадный механизм синтеза хлорофилла. При этом активируется синтез глюкозы - основного источника энергии, что в итоге приводит к увеличению процессов синтеза веществ. За счет этого мы добиваемся изменений в характеристиках культур: в их биомассе, а также в конечных содержащихся в них элементах. В основном это белки и углеводы. Причем количество белков может повышаться до 5-7%, а количество углеводов может возрасти на 100%. Увеличение биомассы - от 8 до 10%», - говорит, учредитель компании «Новбиотех» Наталья Севостьянова.

Не так давно ученые Астраханского государственного университета объявили о начале поставок квадрокоптеров собственной разработки Agroday в африканское государство Гану для обработки фруктов от вредителей.

Дрон способен точечно обрабатывать необходимые участки посевных площадей. Особенность Agroday - наличие бака с опрыскивателем на борту. Но легкий беспилотник подойдет и для транспортировки семян. Астраханские разработчики гордятся тем, что уложились в небольшую сумму при создании аппарата, порядка 150 тысяч рублей. При этом исследователи без привлечения IT-компаний разработали программное обеспечение, которое позволяет ориентироваться крылатой машине в пространстве, правильно выстраивать маршрут и рассчитывать нужную дозировку агрохимикатов на посевные площади.

Молодые ученые Московского авиационного университета планируют в следующем году провести испытания легкого беспилотного самолета, который будет в обслуживании гораздо дешевле, чем обычные самолеты, используемые хозяйствами для обработки полей.

Беспилотник сможет обрабатывать те или иные участки поля в полностью автономном режиме. Взлёт и посадка будут осуществляться автоматически на заранее подготовленную площадку. При этом по некоторым характеристикам разработка превосходит существующие аппараты, способные выполнять те же задачи.

«В аграрном секторе используются коптеры, сверхлёгкая авиация и «тяжёлая» авиация, например Ан-2. Квадрокоптеры неприхотливые и простые в управлении машины, но они сильно ограничены в массе полезной нагрузки и полётном времени: объём бака для химикатов не превышает 20–40 литров, а время полёта - 15 минут с полной загрузкой. Несмотря на перечисленные недостатки, распылительные системы небольших дронов обладают самым малым размером капли среди всех аппаратов — 0,1 микрон. При таком малом размере капли во время пролёта коптера над растениями создаётся мелкодисперсное облако, которое длительное время «висит» в воздухе, обволакивая листья. У сверхлёгких самолётов размер капли больше, как минимум, в 100 раз. Разработанная нами модель беспилотного самолета занимает нишу между коптерами и сверхлёгкой авиацией. Размер капли у него больше, чем у коптеров, в 10–15 раз, но есть важное преимущество – оперативная скорость обработки и очень вместительный бак. Таким образом, агрохолдингу больше не нужно нанимать квалифицированных пилотов и обслуживать дорогостоящие сверхлёгкие самолёты. С поставленной задачей отлично справится неприхотливый и дешёвый в обслуживании беспилотный самолёт», - пояснил Георгий Брезгин, один из разработчиков беспилотника.

Помощники в борьбе с вредителями и болезнями

С каждым годом в России увеличивается число кейсов по использованию дронов в аграрном секторе.

Например, компания Skymec предложила использовать беспилотники для обработки посевов ячменя в одном из сельхозпредприятий в Курской области. Ряд хозяйств ежегодно сталкивается с высоким риском уменьшения урожаев зерновой культуры из-за слишком большого количества распыляемых удобрений. Также не всегда тяжелая техника весной может добраться до посевов. Один из таких случаев произошел в Курской области, когда поля нужно было обработать регулятором роста МОДДУС совместно с поверхностно-активным веществом (ПАВ) Тренд 90, но из-за большого количества осадков дорога не позволила задействовать самоходные опрыскиватели.

Сначала БПЛА запустили, чтобы собрать данные о поле. Беспилотник сфотографировал его с различных ракурсов, и на основе полученной информации была составлена фотограмметрия в среде DJI Terra — программы для анализа и обработки аэрофотоснимков.

Затем провели опрыскивание посевов с помощью гексакоптера, который работал со скоростью 25 км/ч. Зафиксировали, что это на 8 км/ч быстрее, чем при использовании традиционной самоходной техники. Во время полета беспилотника периодически усиливался ветер, но это не влияло на скорость выполнения работы. По истечению двух недель агрономы провели визуальный и мультиспектральный осмотр культуры. Стало понятно, что обработка с помощью гексакоптера с технологией ультрамалообъемного опрыскивания по биологической эффективности не уступает продуктивности самоходной технике. Результат практически одинаковый.

«В рамках данного кейса выявили ряд преимуществ использования дронов для задач сельского хозяйства. Во-первых, в десятки раз снизился расход воды, и не было нужды привлекать человеческие ресурсы для ее доставки. Во-вторых, отсутствовало механическое воздействие на почву и, следовательно, не было ее переуплотнения. В-третьих, обработка полей стала возможна, когда физическое состояние почвы (как, например, сильное переувлажнение) не позволяло заехать колесной технике. В-четвертых, благодаря принудительному вдуванию рабочего раствора в основание обрабатываемой культуры и за счет вращения лопастей мелкодисперсные капли при оседании покрывают максимальную площадь растений, тем самым увеличивая эффективность действия раствора и снижая его расход. Кроме того, процесс внесения удобрений с помощью беспилотников может быть автоматизирован и возможен в ночное время суток, что позволяет аграриям защитить выращиваемые культуры в жаркий сезон работ», прокомментировал Антон Ларсен, директор отдела промышленных решений компании Skymec.

Самое большое распространение беспилотники получили в южных регионах России. Крупные агрохолдинги используют дроны для изучения состояния посевов, обработки виноградников, фруктовых садов и даже истребления грызунов. Производитель овощных консервов Bonduelle, например, применяет беспилотники для распространения насекомых-хищников, уничтожающих вредителей на пилотном поле в 100 гектаров для выращивания органических овощей.

Законодательство не успевает за современными технологиями

Аналитики предсказывают радужное будущее мировому рынку беспилотников. По данным исследования Markets and Markets ежегодно рынок агродронов будет расти на 30% и достигнет 4,2 млрд долларов к 2022 году. Прогноз агентства PWC еще более оптимистичный: 32,4 млрд долларов. Международная ассоциация беспилотных систем (Аssociation for Unmanned Vehicle Systems) в официальном докладе заявляет, что к 2025 году около 80% рынка беспилотников будет задействовано именно в аграрном секторе.

Глядя на темпы внедрения дронов в Юго-Восточной Азии, кажется, что эксперты не так уж и далеки от истины. Вот всего лишь несколько фактов. В Южной Корее с помощью БПЛА опрыскивают пестицидами и гербицидами до 30% посевов. В регионе Китая Цзянсаньцзян сельскохозяйственные дроны обрабатывают 90% рисовых полей.

Ученые университета Техсас разрабатывают кейсы для использования беспилотников, которые покажутся фантастикой для российских аграриев:

Определение местоположения и отбор проб воды для личинок комаров и повышение точности применения инсектицидов, предназначенных для личинок комаров и взрослых особей. Применение точного количества феромонов над клумбами клюквы для нарушения спаривания клюквенных плодовых червей (Acrobasis vaccinii) и черноголовых огневок (Rhopobota naevana). Фотосъемка крон деревьев зимой для выявления наличия коконов мотылька Monema flavescens и предотвращения распространения вредителей при наступлении теплой погоды. Доставка и выпуск хищных и паразитоидных насекомых для уничтожения европейского кукурузного бурильщика (Ostrinia nubilalis) и восточного елового почкования (Choristoneura fumiferana).

Одна в России дроны над полями все еще выглядят экзотикой. Преимущественно их применяют крупные агропредприятия. Хотя в странах Азии и Африки, напротив, беспилотники приобретают небольшие хозяйства с маленькими посевными площадями, для которых не по карману расходы на обработку полей с помощью малой авиации. Так, в странах Юго-Восточной Азии планируют запустить проект на базе платформы сельскохозяйственного развития Grow Asia для аграриев из Комбоджи, Филиппин, Индонезии. Его основная цель – внедрение БПЛА для мониторинга опасного вредителя кукурузной листовой совки, которая стала настоящим бичом для посевов сельхозкультур.

В ряде стран государство в виде грантовой поддержки поощряет использование high-tech технологий. Так, Национальный научный фонд и Национальный институт продовольствия и сельского хозяйства министерства сельского хозяйства США выделил грант на пять лет в размере 20 миллионов долларов на создание Института искусственного интеллекта. Средства пойдут на цифровизацию в том числе аграрного сектора и расширение практики применения дронов.

В Индии пошли по другому пути. Правительство официально разрешило 10 компаниям провести испытания БПЛА в том числе и для сельскохозяйственных целей.

К сожалению, разработчикам в России приходится сталкиваться с нормативными препонами при разработке и внедрении новых решений для беспилотников.

«Беспилотные летательные устройства несут как новые возможности для экономики и других сфер деятельности в России, так и потенциальную угрозу для отдельного человека. Ограничивает их распространение незнание бизнеса о способах их применения, а также государственное регулирование.

Как мы знаем, пренебрегать опасностью в отношении индивида даже при перспективе получения больших выгод в наше время не позволяет политическая обстановка. Поэтому государству сложно определиться, что ему делать: обеспечивать безопасность человека в частности или ориентироваться на выгоду в национальном масштабе. Вся законодательная инициатива в этом направлении движется очень медленно.

С другой стороны, мы видим, как бурно и стремительно развиваются технологии, создаются новые инструменты для бизнеса. Та скорость, с которой государство реагирует на потребность в регулировании данных технологий, - это и есть главное препятствие, ограничивающее распространение беспилотников.

Из этой ситуации рождается наша миссия: с одной стороны, мы должны донести до бизнеса, насколько и каким образом беспилотные технологии могут быть полезны, с другой - предложить государству новые и эффективные способы регулирования. В обоих случаях самое важное для нас - чтобы нас услышали», - отметил Антон Ларсен, директор отдела промышленных решений компании Skymec.

В Ассоциации «АЭРОНЕКСТ», объединяющей российских разработчиков БПЛА, считают главной и системной проблемой отрасли - раскоординированность инициатив законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, силовых структур и бизнеса. Именно это, в совокупности с фактическим отсутствием государственной политики развития беспилотной авиации, приводит к медленному внедрению передовых технологий, глобальному отставанию России в разработке конкурентоспособной продукции, развитию рынка услуг с применением беспилотных авиационных систем.

Елена Горшкова

При подготовке статьи использованы данные сайта администрации

Санкт-Петербурга, министерства сельского хозяйства и

рыбной промышленности Астраханской области,

Московского авиационного института,

Agropages.com., aeronext.aero.

Фото предоставлены компанией Skymec