Саркисов: регионы Дальнего Востока заинтересовались проектом "Цифровой регион"

Дальневосточный фонд высоких технологий, который занимается финансированием и поддержкой высокотехнологичных проектов на Дальнем Востоке, подписал на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) соглашение с правительством Сахалинской области по реализации проекта "Цифровой регион" по примеру Приморского края. О том, какие еще проекты намерен развивать фонд, в интервью ТАСС на Восточном экономическом форуме рассказал генеральный директор Руслан Саркисов.

Саркисов: регионы Дальнего Востока заинтересовались проектом "Цифровой регион"
© ТАСС

— Ранее сообщалось, что "Моторика" (портфельная компания фонда, разрабатывает и производит роботизированные функциональные протезы рук — прим. ТАСС) планирует экспортировать продукцию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). С какими странами уже есть договоренности? Когда начнутся поставки? В каком объеме?

— Действительно, еще до пандемии компания вела активную работу по всему региону АТР и в близлежащих странах. В частности, в Индии была активная рекламная кампания и работа совместно с одним из европейских лидеров этого рынка. Просто сейчас очень серьезная ситуация в Индии, связанная с эпидемией, поэтому там чуть-чуть работа затормозилась. Но компания уже выходит на рынок Малайзии, сейчас идет сертификация продукции, и мы надеемся, что в первом квартале 2022 года компания как раз начнет поставлять свои бионические протезы на этот рынок.

Также идет плотная работа с Вьетнамом, сейчас она на уровне подписания соглашения с профильными службами этой страны. Мы надеемся, что как раз эти две страны будут первым окном в АТР, через которое компания зайдет и дальше начнет масштабироваться. Объемы поставок сейчас сложно предсказать, но мы понимаем, что это большой рынок, в принципе он сопоставим сейчас с годовым производством вообще всей продукции компании. Мы как инвестор ожидаем, что в ближайшие 2-3 года рынок АТР составит не меньше 30% выручки компании.

— В 2025 году в инновационном научно-технологическом центре (ИНТЦ) "Русский" может появиться целый город для технологических предпринимателей. Какое-то участие фонда планируется к его созданию?

— Да, по поводу ИНТЦ "Русский" есть большие, серьезные планы, и они уже частично подкреплены фактами, мы уже знаем, что есть первые резиденты ИНТЦ, одобрена стратегия, дорожная карта движения к экономическим целям. И мы как фонд уже сейчас сотрудничаем с ИНТЦ по целому ряду направлений, но мы будем участвовать не в строительстве города. Наш фонд специализируется на инвестициях в высокотехнологические проекты, и мы здесь будем сотрудничать скорее в наполнении этого центра как раз такими проектами через софинансирование компаний, которые приходят или хотят прийти в ИНТЦ.

В частности, мы как раз разговаривали с ИНТЦ, чтобы статус резидента получили две наши портфельные компании — это "Моторика" и "Промобот" (разрабатывает и производит человекоподобных роботов — прим. ТАСС). И как раз по этому направлению мы уже сейчас активно с ними взаимодействуем, потому что фактически приводим сюда будущих или текущих резидентов ИНТЦ.

— Планируются ли совместные с зарубежными фирмами проекты?

— Пока мы как фонд больше специализируемся на российском рынке. Потому что у нас задача финансировать российские разработки, российские стартапы, российские технологические компании. Но мы также тесно работаем с компаниями из-за рубежа, с зарубежными партнерами.

Это больше восточные рынки, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии. В последний год, прямо скажем, достаточно сложно с ними строится работа просто из-за того, что невозможно общаться. Вы знаете азиатский менталитет — по скайпу с ними вопросы не решаются, нужно приезжать, разговаривать и так далее. Поэтому сейчас, наверное, чуть сложнее.

Но, тем не менее, у нас есть запрос и от некоторых компаний из Китая по частичной локализации в России, связанной с определенными объективными обстоятельствами, связанной с доступностью энергии. И еще с двумя китайскими технопарками мы сейчас ведем разговор о частичной локализации наших компаний в этих технопарках, и как раз это могут быть в том числе резиденты ИНТЦ.

Так или иначе взаимодействие будет, здесь главное — запустить процесс.

— Сколько проектов цифровых сервисов планируется запустить в следующем году, на какую сумму планируется профинансировать эти проекты?

— Мне кажется, этот вопрос относится к таким проектам как "Умный город" или "Цифровой регион", который мы реализуем в Приморье. И в рамках этого большого проекта у нас планируется больше 30 сервисов по пяти направлениям: ЖКХ, безопасность, туризм, образование и транспорт. Мы называем это "Цифровой регион", потому что там есть часть сервисов на региональном уровне, часть — на муниципальном.

Мы уже проинвестировали 200 млн рублей, проект уже в процессе реализации. По договору концессии в апреле следующего года Приморский край и четыре города — Владивосток, Артем, Находка, Уссурийск — получат цифровые сервисы и связанную с ними инфраструктуру на 3,5 млрд рублей.

— За пределы Дальнего Востока планируется распространить этот опыт?

— Это уникальный проект не только для региона, но и для России в целом, таких комплексных проектов в стране пока никто не делал, чтобы был интегрирован и регион, и муниципалитеты. И, конечно, поначалу был определенный скепсис по поводу запуска и реализации этого проекта. Сейчас, когда регионы видят, что он возможен к запуску, к нам уже поступают обращения с целью масштабирования в другие субъекты, в том числе дальневосточные, хотя есть и из других регионов, необязательно из ДФО.

И вот мы подписали соглашение с Сахалинской областью по запуску подобного проекта, у нас есть еще два дальневосточных региона, с которыми пока обсуждаем. Я думаю, к середине следующего года как минимум в трех регионах ДФО этот проект будет запущен.

-— "Цифровое Приморье" — это первый для фонда опыт государственно-частного партнерства (ГЧП). Планируется ли механизм ГЧП использовать в дальнейшем, в каких проектах и на каких территориях ДФО?

— Мы как раз в прошлом и этом году прошли достаточно серьезный путь, чтобы нашим вкладчикам объяснить, что этот механизм рабочий и что он удобен для реализации крупных технологических, инфраструктурных проектов. Сами погрузились достаточно плотно по все нюансы этого процесса, поняли, что для крупных проектов, связанных с улучшением технологической, цифровой, энергетической инфраструктуры, такая механика может быть очень востребована.

Как я уже сказал, мы планируем масштабировать в том числе в другие регионы подобные проекты в рамках ГЧП, также мы работаем над проектами в области электрификации удаленных муниципальных образований по распределенной энергетике. Есть ГЧП-проекты, связанные с цифровизацией медицины. Пока это три наиболее близко реализуемых направления.

— Какие задачи для себя ставите в первые дни ВЭФ, и какие ключевые соглашения, помимо Сахалинского, ждете?

— Во-первых, подписываем соглашение с ИНТЦ по взаимодействию по разного рода направлениям, в том числе по финансированию резидентов. Подписываем соглашение о создании инвазивного центра в рамках ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет — прим. ТАСС). Это тоже интересный блок, который планируется в рамках международного кибермедицинского кластера, чем занимается как раз "Моторика". Инвазивный центр будет неким технопарком, хабом для компании в сфере нейроинтерфейсов, биомеханики, нейрохирургии и так далее.

Я считаю, что это очень перспективное направление, и мы как фонд увидели для себя возможность создать здесь некий робототехнический кластер с участием "Моторики" и "Промобота". В этом году планируем присоединить к нему еще две компании, одна — в робототехнике, компания "Канатоход", другая — в комплиментарных направлениях по биометрическому сканированию, проект "Палмджет". Мы с ними тоже подписываем соглашения на этом форуме, планируем до 300 млн рублей в них инвестировать до конца этого или середины следующего года.

Я считаю, что это направление для нас ключевое, и уже есть определенные наработки, так как "Моторика" и "Промобот" высадили здесь свои R&D-центры, "Промобот" сделал цифровую лабораторию, они вообще сделали первую в мире, наверное, серийную гиперреалистичную кожу для роботов. Это позволяет на другой уровень вывести человекоподобных роботов.

Это основные наши задачи здесь.

Беседовали Илья Баринов и Алексей Малашенко