Войти в почту

У китайского агрегатора такси DiDi снова проблемы. Теперь в России

Китайский агрегатор DiDi обвинили в сборе персональных данных, письмо президенту направил Национальный совет такси, пишет Forbes, в распоряжении которого есть текст письма.

У китайского агрегатора такси DiDi снова проблемы. Теперь в России
© BFM.RU

Агрегатор DiDi, или как его еще называют — «китайский Uber» — зашел на российский рынок прошлым летом. Начал с регионов — сейчас работает в 36 городах, до конца года — расширится еще на 70. Москва и Питер пока в планах. С самого начала DiDi обвиняли в нечистых приемчиках — демпинге, огромных скидках и раздаче бесплатных поездок по пятницам. Национальный совет такси даже писал обращение в ФАС. Выгода была и водителям, рассказывает таксист из Красногорска Роман:

«В Didi я работаю только утром и только вечером в часы-пик. Самый первый плюс, который напрашивается, по сравнению с «Яндексом» — это точка В, то есть это конечная точка маршрута — видна сразу же при поступлении заказа. Второй плюс — доплаты все-таки больше, чем в «Яндексе». Может, потому что в наш город Didi зашел сравнительно недавно — всего 2 месяца назад».

Несмотря на сильную конкуренцию в лице «Яндекса», «Ситимобила» и «Убера», Didi отчитался, что по состоянию на март в России к нему подключились 116 тысяч водителей, а хоть раз прокатились 2 миллиона пассажиров. Хотя за год у модели работы с DiDi обнаружилась масса недостатков, комментирует таксист Линар. Сейчас DiDi для него — просто запасной вариант:

«Проблемы остались почти что те же, что были на старте. Приложение как было неудобным для водителя, так оно и осталось, навигация такая же осталась. Комиссия стала выше. То есть изначально, когда DiDi заходил, комиссия у них была минимальна. И пока что единственное, что в DiDi лучше, чем в «Яндексе», это гарант, то есть доплата водителям. Не брендированный автомобиль в «Яндексе» зарабатывает 7 тысяч за 35 заказов, а в DiDi заработок выше — 8250 рублей, но и сложностей намного больше. На дальние расстояния DiDi заказывать максимально не выгодно, соответственно, водители их не выполняют, клиент, естественно, недоволен. В «Яндексе» с этим проще».

На нового сильного игрока решили написать жалобу. Национальный совет такси в письме президенту говорит, что Didi собирает персональные данные, а центры их обработки расположены в Китае и США. От водителей Didi требует всю информацию, вплоть до личных фото, с клиентов — собирает данные перемещений. О том же год назад говорили в Госдуме — что китайцы получат данные миллионов россиян, что их ресурсов хватит на бесконечный демпинг, и надо принять «протекционистские меры». Gett опасался агрессивной конкуренции, а сервис такси «Максим» просил ФАС проверить Didi на демпинг и доплаты водителям. Все эти телодвижения попахивают популизмом, считает руководитель Центра компетенции общественного института развития такси МЕФТ Станислав Швагерус:

Станислав Швагерус руководитель Центра компетенции общественного института развития такси МЕФТ «Можно писать президенту, можно писать в ООН на то, что данные о гражданах России корпорация передает куда-то, в том числе и спецслужбам, и работает это против государства. Но пока у государства не будет соответствующих инструментов, которые бы позволяли без риска для пользователей, без снижения качества и удобства этих услуг контролировать цифровые платформы, это все так и останется. И здесь я полностью не согласен с коллегами, то, что они говорят, что это проблема одного Didi. Если брать такси, это проблема абсолютно всех агрегаторов вызова такси, которые работают на территории РФ».

Становление конгломерата Didi — это классическая история стартапа. Начинали чуть ли не с офиса в сарае, а через каких-то четыре года вытеснили с китайского рынка Uber и начали мировую экспансию. Сейчас у Didi — 450 млн пользователей по всему миру, и повышенное внимание от органов. И первые обвинения в незаконном сборе данных Диди получил еще на родине. Власти КНР даже распорядились удалить приложение агрегатора из магазинов. Это обрушило акции Didi на 15%, когда компания только-только вышла на IPO и привлекла 4,5 млрд долларов. Теперь американские инвесторы судятся с Didi. В таких условиях проблем у китайского агрегатора будет только больше.

В DiDi заявили, что «неприкосновенность частной жизни и защита персональных данных — важнейшие приоритеты для компании». Все данные российских пользователей обрабатываются и хранятся в соответствии с законом, и используются только с согласия клиентов, подчеркнули в компании. В Кремле в ответ на обращение Национального совета такси посоветовали обращаться в профильные органы.