Войти в почту

Может ли робот заменить HR-специалиста?

В эпоху цифровизации IT-технологии «вклиниваются» во многие сферы деятельности. По мнению специалистов, вскоре роботы заменят кассиров, продавцов, складских работников и даже таксистов. Однако есть профессии, которые, скорее всего, никогда не подвергнутся подобным технологическим репрессиям ввиду специфики труда и так называемого человеческого фактора. Относится ли к ним HR-специалист, без которого невозможна деятельность ни одной компании? Пробует разобраться HR-директор Корпорации «Синергия» Дмитрий Плеханов.

Искусственный интеллект и роботизация, к сожалению или к счастью, никогда не смогут полностью заменить HR-специалиста. Скорее, они станут неплохим подспорьем в работе сотрудника и возьмут на себя часть рутинных операций, которые сейчас занимают внушительное количество времени.

К таким операциям относятся, например, поиск и первичный отбор кандидатов на определённую позицию — многие компании уже пользуются подобным подходом и получают положительный результат. Это действительно сохраняет немало времени HR-сотрудника. По разным данным, роботы экономят от 5 до 7 рабочих дней рекрутера в месяц. Естественно, это положительно отражается на бизнес-процессах. «Живой» специалист, может уделить больше времени интервьюированию подходящих кандидатов, которые уже прошли формальный машинный отбор.

«Рынок технологических решений в HR самый динамичный и инновационный в первую очередь потому, что каждой крупной компании приходится покупать целый набор инструментов, чтобы выдержать конкуренцию», — писал Джош Берсин, один из самых известных аналитиков в мире HR.

Надо понимать, что HR-специалист (и уж тем более HR-директор) — это человек с профильным образованием, опытом работы, а также чутьём, способностью разбираться в людях и умением разглядеть в них профессиональную пригодность для конкретной вакансии. К примеру, рекрутер может увидеть, что кандидат подходит на предложенную позицию по компетенциям, но, вероятно, не сможет влиться в коллектив — такие ситуации происходят часто. Негативный микроклимат в коллективе является одной из самых распространенных причин увольнения сотрудника по собственному желанию. Задача HR-специалиста — заранее понять, какой кандидат впишется в коллектив, а какой будет чувствовать себя «не в своей тарелке» и понизит эффективность работы всего отдела. Технологии, в отличие от людей, не обладают эмоциональным интеллектом, поэтому подобная задача им просто не по силам.

В идеале HR-бот должен заниматься только первичным опросом или обзвоном потенциальных кандидатов, а HR-специалист делать контрольные звонки наиболее перспективным кандидатам и обсуждать с ними нюансы самых насущных вопросов — заработной платы, рабочего графика, премий, отпусков и т.д. Если HR-специалист поймёт, что компания и кандидат во всём устраивают друг друга, он организует встречу с будущим непосредственным руководителем.

Также немаловажно, что задача HR-специалиста — не просто найти для компании подходящего по всем критериям сотрудника, но и сделать так, чтобы работа его полностью удовлетворяла. Единственный способ этого добиться — выстроить правильную корпоративную культуру. Естественно, для этого необходим присущий только человеку высокий уровень эмоционального интеллекта.

С июля 2020 года HR-департамент «Синергии» работает над комплексной автоматизацией HR процессов и внедрением чат-ботов. В Корпорации они уже применяются на разных этапах в процессе подбора персонала: поиск резюме и опрос, верификация кандидатов по формальным признакам, обработка откликов на вакансии и в соцсетях, организация и сопровождение встреч в различном формате (онлайн и офлайн).

Сценарии чат-бота протестированы и подобраны так, чтобы бесшовно сопроводить соискателей на вакансии компании от момента отклика до момента собеседования с рекрутером, без вмешательства HR-специалиста. Однако библиотека фраз для чат-бота все еще пополняется, поэтому, когда он не может распознать ответ или вопрос соискателя, то отвечает: «Я умный бот, но все же лучше позову человека!» – и передает диалог HR-специалисту.

Давайте посмотрим на механику одного из сценариев чат-бота «Сопровождение на собеседование».

Когда согласованная дата встречи выставляется в HR-систему, срабатывает триггер и запускается бизнес-процесс, который активизирует этот сценарий чат-бота. Он сообщает соискателю, что «вот сейчас мы договорились о встрече тогда-то и там-то». Позже напоминает кандидату о собеседовании за сутки и в день встречи.

В период всего времени напоминаний чат-бот присылает кандидату различную полезную информацию — например, адрес офиса «Синергии», где запланирована встреча (или ссылку на онлайн-встречу), ФИО и контакты ожидающего его HR-специалиста, фотографии места встречи, схему проезда, условия работы на этой вакансии и интересную информацию о жизни компании.

Чат-бот в процессе общения соискателем на вакансию получает от него подтверждение встречи. Если необходим перенос, чат-бот обращается к календарю HR-специалиста и предлагает соискателю самому выбрать удобные для него день и время встречи или поменять формат встречи с офлайн на онлайн.

В настоящее время мы готовим еще 10+ сценариев для чат-бота и запустим корпоративный сайт «Синергии», на котором кандидат сможет подобрать для себя вакансию, самостоятельно или с помощью чат-бота. Эти сценарии будут охватывать и другие HR–процессы: адаптацию персонала, кадровое делопроизводство и другие аспекты, вплоть до увольнения и событий после него.

Мы рассчитываем, что скоро такие чат-боты будут сопровождать сотрудников вплоть до дня увольнения, не только в корпорации, но и в других компаниях. Например, когда работник соберется в отпуск, он напишет в мессенджер, алгоритм направит образец заявления в чат и подскажет, как его заполнить и где поставить визу. Еще боту можно сообщить о болезни, направить заявление об увольнении и обходной лист. В идеале, через 3-5 месяцев после увольнения бот напишет бывшему сотруднику, спросит, как его дела и устроился ли он на работу. Это будет способствовать тому, чтобы человек, уволившийся из компании, покинул её с положительными эмоциями и без негатива.

HR-департаменты и успешность их работы влияют на темпы роста любого бизнеса. Специалисты по работе с персоналом часто вовлекаются даже в составление стратегий развития компании и приносят неплохие результаты, опираясь на свои навыки в работе с людьми и знание тонкостей психологии человека.

В целом искусственный интеллект вскоре позволит людям избавиться от скучных и рутинных процессов, а работа станет более интеллектуально сложной и творческой. Будут цениться специалисты с высоким уровнем эмоционального интеллекта, широким кругозором и способностью к многозадачности.

Всё чаще в сферу HR привлекаются инновационные и технологичные решения, например, машины для обучения, рекрутинга и оценки персонала. Будущее автоматизированной HR-сферы — за чат-ботами, которые теперь по сути становятся личными цифровыми помощниками. В них внедряются элементы машинного обучения и аналитики. Это происходит не только в США и Европе, но уже и в России.

Развитие новых технологий, как утверждают HR-эксперты, уже в скором будущем приведёт к максимальному развитию предиктивной аналитики. Это значит, что искусственный интеллект сможет с вероятностью в 70–80% предсказать, когда сотрудник решит сменить место трудоустройства и начнёт искать новую работу. Подобные технологии уже используются в некоторых компаниях, но в ближайшие несколько лет они будут повсеместно внедрены в большинство корпораций.

Фото Unsplash