Погребенные новостройками: легенды старых кладбищ Екатеринбурга
Историк и журналист "Уралинформбюро" Евгений Сусоров однажды понял, что люди живущие в Екатеринбурге нередко знают о городе меньше приезжих. Так появился цикл альтернативных прогулок "для своих", во время которых он складывает истории из прошлого в городской "легендариум". Публикуем его рассказ с первой проходки по давно исчезнувшим городским кладбищам.
- На территории Екатеринбурга находится как минимум 9 кладбищ, снесенных, закатанных в асфальт или застроенных жильем в ХХ-начале XXI века. Проще говоря, целых 8 крупных кварталов, возведенных "на костях". Часть их них настолько древние, что даже историки с археологами не скажут наверняка, кто именно на них покоится.
Речь идет о погостах 18-го века в кварталах Первомайской-Кузнечной-Луначарского-Ленина (Городок Чекистов), Толмачева-Первомайская-Либкнехта-Ленина (лютеранская часть Заречного кладбища, в районе нынешнего архитектурного университета), Либкнехта-Толмачева-Ленина-Малышева (православная часть Заречного кладбища, ориентир – педуниверситет), перекресток Токарей-Татищева (кладбище при церкви Нагорная всех Святых, предположительно на месте нынешнего завода Уралкабель). Имелись захоронения при снесенных после революции Кафедральном соборе (площадь 1905 года) и соборе во имя Святой Великомученицы Екатерины (площадь Труда).
На карте отмечены места, где находились снесенные кладбища Не менее грустная ситуация с кладбищами Рязановским (Тверитина-Луначарского), Ново-Тихвинским (Зеленая роща) и Вторым лютеранским (парк Блюхера). Там совершенно точно в разное время хоронили знаковых персон града на Исети – в том числе градоначальников. Их имена известны, биографии изучены. А теперь от них даже могил не осталось. О каком локальном легендариуме может идти речь при таком раскладе? Надо исправить эту ошибку. Сегодня расскажу о двух стертых с лица земли кладбищах – и великолепных покойниках, освятивших их землю своими останками.
Рязановское кладбище, надгробия Расторгуева и Харитонова, фото начала ХХ века. Источник: блог Олега Букина на "Эхо Москвы" 1. Рязановское старообрядческое кладбище. Располагалось в границах улиц Луначарского— Большакова— Кузнечная— Тверитина. На территории, кроме захоронений, находилось две часовни и больница. Снесено во второй половине ХХ века. Застройка "города мертвых" современным жильем началась в 80-х годах. В 2008 году разразился громкий скандал со строительством - в прямом смысле слова "поверх останков" - жилого комплекса "Парковый". При обустройстве котлована под фундамент строители обнаружили несколько скелетов. Очевидцы утверждают, что костный материал строители просто сгребали на самосвалы и увозили на свалку. НПЦ по охране и использования памятников истории и культуры Свердловской области и областной минкульт требовали остановить этот беспредел, но тщетно. Самые известные персоны, захороненные на Рязановском кладбище: представители купеческой династии Рязановых. Убежденные старообрядцы-"единоверцы" (были под юрисдикцией Московского патриархата РПЦ, но придерживались канонов и обрядов "древлего благочестия"). Структура бизнеса весьма широкая – от салотопенных заводов до золотодобычи. Стояли у истоков "золотой лихорадки" в Сибири, открыли и разработали несколько богатейших месторождений на Северном и Южном Урале и в Оренбургской губернии. Клан Рязановых без преувеличений можно сравнить с кланами Медичи или Сфорца: те на протяжении веков держали в своих цепких руках бразды правления Флоренцией и Миланом, Рязановы же "крышевали" Екатеринбург: с 1788 по 1867 восемь раз избирались "городскими головами". Наиболее яркие представители династии – Яким Меркурьевич Рязанов (1777-1849) и его племянник Аникий Терентьевич Рязанов (1800-1857).
Яким Рязанов. Потрет неизвестного художника, Свердловский областной краеведческий музей Яким Рязанов – выходец из "приписных" крестьян Шарташа. Сколотил неплохой капитал на торговле железом, мясом, рыбой, поташом, французскими винами. Принимал участие в делах Российско-Американской компании. Считается автором так называемого "Рязановского проекта": свода правил, способствовавших "мирному сосуществованию" староверов и никониан на Урале и интеграции раскольников в культурную и экономическую жизнь Империи. Вместе с племянником и партнерами, купцами Баландиными и Верходановым, организовал несколько геолого-разведочных экспедиций в Сибирь в поисках залежей золота – и таки нашел эти залежи. Построил на свои кровные Иоанно-Златоустовскую (в дальнейшем Свято-Троицкую) единоверческую церковь на углу нынешних улиц Куйбышева и Розы Люксембург. Церковь в народе негласно именовалась "Рязановской".
Дом Якима Рязанова (ул. Куйбышева, 63). Фото из открытых источников Дом Якима Рязанова, в отличие от его могилы, вполне себе сохранился: так называемый "малый" рязановский особняк расположен по адресу ул. Куйбышева, 63. Долгие годы стоял в разрухе, но несколько лет назад его все же реставрировали на деньги Екатеринбургской епархии. Теперь там размещается православный информационно-библиотечный центр.
Аникий Рязанов, портрет неизвестного художника. Фото: сайт "Забытые имена Пермской губернии" Аникий Рязанов – предприниматель уже иной "волны" и иного менталитета. Начинал карьеру в компании своего дядюшки, однако затем расширил сферу деятельности – окромя золотишка (Мамин-Сибиряк считал его "первым королем золотого дела"), занялся поисками месторождений каменного угля, медных и свинцовых руд. Построил Спасский медеплавильный завод (территория нынешнего Казахстана). Дважды побывал в кресле градоначальника Екатеринбурга – причем эту инаугурации пытался, хоть и безуспешно, "забанить" сам император Николай Первый. Причина монаршего гнева проста – религиозные убеждения екатеринбургского "мэра". Аникий Терентьевич запечатлелся в истории как щедрый меценат: музею Петербургского горного института подарил килограммовый золотой самородок, вкладывался в развитие вузов (не уральских, увы, на Урале вузов в ту пору не было), разработал проект богадельни при Рязановском кладбище, но начать стройку не успел построить – помер. Богадельню "ввела в эксплуатацию" уже его вдова: первую в Екатеринбурге больницу на 15 коек, предназначенную для неимущих горожан. Больницу эту в 80-х годах тоже снесли ради строительства очередного "человейника".
Большая усадьба Рязановых на ул. Куйбышева, 40. Фото из открытых источников Проживал Аникий Терентьевич в "большой рязановской усадьбе" по адресу ул. Куйбышева, 40-42. Легенда гласит, что прямиком из подвалов особняка шли подземные ходы в Рязановскую церковь. Однако прославился Рязанов-младший не только истовой набожностью, но и брутальными выходками из разряда "а давайте лошадей в шампанском искупаем". Причем не в фигуральном смысле слова: согласно городской легенде, Аникий Терентьевич распорядился мыть шампанским лошадей во время свадьбы своей дочери – продолжавшейся, как утверждает та же легенда, целый год. Усадьба его жива по сей день, более того – используется как жилой дом. Однако состояние памятника – архискверное. На днях восточный флигель "большой усадьбы", где нынче располагается кафе "Рязановъ", мэрия решила выставить на продажу. Ну, поглядим, что из этого выйдет.
Топографическая схема участка бывшего лютеранского кладбища на улице Блюхера. Синим цветом обозначены остатки надмогильных сооружений. Схема: сайт Управления госохраны ОКН Свердловской области 2. Второе немецкое лютеранское кладбище. Заложено в 1772 году по правую сторону от Шарташской дороги (ныне – квартал улиц Блюхера-Советской-Флотской-пер. Шадринского). Закрыто, снесено и закатано в асфальт (на самом деле в траву, но об этом ниже) в 60-х годах прошлого века. "Памятники, оставшиеся после вывоза надгробий, были, видимо, повалены, разбиты, засыпаны глиной, вдавлены в почву, закопаны в котлованы, вырытые прямо в могилах с останками…До сих пор на поверхности земли видны части сброшенных памятников, их фундаментных плит, гранитные блоки ограды родовых мест захоронений, провалы в старые склепы. Заметны и холмики от развалин кладбищенских домиков, где родственники последний раз прощались со своими усопшими" - сообщается в акте историко-культурной экспертизы участка. Зачем понадобился акт ГИКЭ – чуть ниже. За время существования приняло в себя прах сотен жителей Екатеринбурга лютеранского, католического и иудейского вероисповедания. Кроме того, в годы Великой Отечественной войны погребали и умерших в госпиталях Свердловска красноармейцев. Останки красноармейцев при закрытии кладбища были вывезены на Широкореченский мемориал.
Парк имени Блюхера на месте Второго лютеранского кладбища. Фото: Яндекс.Панорамы Сейчас на месте кладбища разбит парк. Несколько лет назад местная лютеранская община планировала построить там кирху, однако при обследовании участка было обнаружено несколько могильных плит, после чего на площадку вызвали археологов. В ходе работ были выявлены контуры погребений, остатки фундаментов и развалы стен построек (очевидно, родовых склепов). Стройку кирхи пришлось свернуть. А в апреле текущего года стало известно, что территории кладбища присвоен статус объекта культурного наследия. Очень распространенный в Екатеринбурге парадокс: статус есть – объекта нет.
Кенотаф на месте предполагаемого захоронения Данилы Зверева. Фото: сайт Управления госохраны ОКН Свердловской области
Среди "постояльцев" лютеранского погоста – люди самого разного ранга, от заводских инженеров, прибывших на Урал из Европы по контракту, до больших начальников вроде директора императорской гранильной фабрики Ивана Ивановича Вейца. Немало там лежит и бизнесменов немецкого происхождения, осевших на Урале и основавших здесь собственное производство – например, пивные фабриканты Эрнест и Эмма Филитц.
Обрели на лютеранском кладбище последний приют и известные ученые – аптекарь и ботаник Густав Гельм и основатель Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) Онисим Клер. Самая известная персона, похороненная здесь – гениальный горщик и камнерез Данила Зверев, послуживший прототипом для бажовского Данилы-Мастера. Но рассказ мой сегодня не о нем.
Бюст Онисима Клера у входа в Свердловский краеведческий музей. Фото: сайт Свердловского областного краеведческого музея Онисим Егорович Клер – фигура в Екатеринбурге без преувеличения культовая. Уроженец Швейцарии, перебрался в Россию ради учебы в Императорском Санкт-Петербургском университете (да-да, большой был оригинал, мечтатель и чудак). С 1867 года до последних дней жизни проживал в Екатеринбурге, преподавал французский язык в первой городской гимназии (ныне гимназия №9) и Алексеевском реальном училище (ныне мужской хоровой лицей). Прославился тем, что основал Уральское общество любителей естествознания. Под руководством Клера УОЛЕ превратилось из кружка краеведов-любителей в мощный научно-исследовательский центр, занимавшийся не только поиском археологических древностей (о них отдельный разговор, древности в Екатеринбурге по всему периметру натыканы, вплоть до стоянок эпохи неолита), но и ботаникой, зоологией, палеонтологией, метеорологическими изысканиями, организацией научно-промышленных выставок.
Череп шерстистого носорога, найденный под Екатеринбургом и переданный в дар УОЛЕ в 1870 году.
Почетными членами Общества в разные годы были академики Тимирязев, Вернадский, Карпинский, Ферсман, химик Менделеев, путешественники Пржевальский и Нансен, предприниматели и меценаты Агафуровы (создатели первой в России сети супермаркетов). После революции УОЛЕ захирело и вскоре было расформировано, однако не бесследно: собранные членами общества коллекции и научные исследования стали "базой" для создания Свердловского областного краеведческого музея, обиталища самой древней на Земле деревянной скульптуры - Шигирского идола. А посетителей музея на входе встречает бюст Онисима Клера. Хоть какое-то утешение потомкам, бездарно потерявшим могилу великого ученого.
Тест Евгения СУСОРОВА