Экологически чистый и с беспилотным транспортом: на Сахалине построят город будущего
В мировой практике за последние двадцать лет было не так много случаев, когда бы с нуля создавали новый город. В Боснии и Герцеговине рядом с Вишеградским мостом на правом берегу Дрины Эмир Кустурица построил Андричград – как дань памяти югославскому писателю Иво Андричу. В южно-китайском регионе Гуандун появилась точная копия австрийской деревни Гальштат. Нельзя не вспомнить и Объединенные Арабские Эмираты, где строится Масдар - первый в мире город, обеспечиваемый солнечной энергией и другими возобновляемыми источниками энергии. В России подобного рода проекты реализовывались разве что в Сочи, где горнолыжный курорт «Роза Хутор» вполне можно сопоставить с каким-нибудь европейским населенным пунктом. Тем интереснее заявленный Корпорацией развития Сахалинской области амбициозный проект по строительству города нового типа возле морского порта Корсаков.
Город будущего решено построить возле одного из крупнейших и стратегически важных портов региона: таким образом правительство Сахалинской области рассчитывает наладить транспортно-логистические связи, дать дополнительный импульс социально-экономическому развитию всего Дальнего Востока, повысить конкурентоспособность экономики и создать здесь благоприятный инвестиционный климат.
«Нам важно развивать транспортно-логистический бизнес. Если к этому добавить комфортную среду, то с острова бы никто не уезжал, наоборот, приезжали бы со всей России. Именно поэтому возникла идея возле Корсакова построить новый современный город, экологически чистый, с современными энергосберегающими технологиями, беспилотным транспортом», - рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Модель нового города разработают Агентство «ЦЕНТР» и Институт Генплана Москвы, специалисты которых воодушевлены открывшимися возможностями. Ведь проект решает и задачи пространственного развития Российской Федерации в целом, учитывая особое геостратегическое положение Сахалинской области.
«Опыт создания городов нового типа в России небольшой, тем интереснее и амбициознее задача, которая стоит сейчас перед нами: разработать модель абсолютно нового города и задать вектор его развития, сразу сделав его комфортным и удобным для жизни, современным и безопасным. Мы вдохновлены предстоящей работой и уверены, что проект нового города обогатит градостроительную практику нашей страны», - заявил генеральный директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский.
В Институте Генплана Москвы подчеркнули, что в ходе реализации проекта намерены прислушиваться к мнению жителей Сахалинской области, так как во многом успех инициативы зависит от эффективного взаимодействия с представителями общественности, бизнеса и власти.
Функционально-пространственная модель будущего города будет содержать детализированные планировочные решения его основных объектов. Для этого необходимо определить границы и оптимальные параметры населенного пункта, выявить все потенциальные возможности для его развития, обосновать целесообразность и эффективность инвестиций в проект. Кроме того, специалисты проведут антропологическое исследование и даже сформируют портреты предполагаемых жителей города, спрогнозировав их численность и сценарии жизни. Результаты научно-исследовательских мероприятий лягут в основу технического задания для проектировщиков.
Пока неизвестно, обратятся ли создатели нового города на Сахалине к международному опыту строительства экогородов. Тот же Масдар, в основу которого заложен городской пейзаж как раз с беспилотными электромобилями, - уже стал источником сотен идей проектировщиков и архитекторов по всему миру. Но множество решений города будущего в ОАЭ продиктованы климатическими особенностями этой страны, совершенно далекими от Сахалина, то есть отвечают запросу: как максимально экологично и технологично жить в жаркой пустыне.
В то же время не все города, построенные в последние годы с нуля, показали свою жизнеспособность. Так, например, в Южной Корее «умный город» Сонгдо должен был стать иконой светлого будущего, но все больше напоминает город-призрак. Здесь находится 312-метровый небоскреб Northeast Asia Trade Tower - до 2016 года самое высокое здание в стране, на улицах установлены интерактивные панели, позволявшие взаимодействовать с городскими системами, а в квартирах - пневмотрубы, вытягивающие мусор на переработку. Люксовый город-район ориентирован на эмигрантов из США, Великобритании, Австралии и Канады, из-за чего оказался малопривлекательным для местного населения, а также слишком дорогим – как для своих, так и для иностранцев. В итоге технологический оазис превращается в человеческую пустыню, в которой напротив совсем невозможно жить.
Фото: genplanmos.ru