Кому грозит перспектива стать «цифровым резидентом» России поневоле?

Российские власти могут обязать иностранные IT-компании с большой аудиторией регистрировать в России дочерние структуры и платить здесь налоги. Такая инициатива содержится в плане поддержки IT-отрасли, который находится на согласовании в аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко, пишет со ссылкой на свои источники «Коммерсантъ».

Кому грозит перспектива стать «цифровым резидентом» России поневоле?
© BFM.RU

По данным издания, иностранным сервисам с аудиторией более 100 тысяч человек будет предложено несколько вариантов регистрации: либо путем создания дочерних обществ совместно с российскими компаниями, либо дистанционно в личном кабинете ФНС. После принятия проекта у сервисов будет месяц, чтобы подать заявку на регистрацию. В противном случае им могут грозить «санкции».

Кому грозит возможность стать «цифровым резидентом» России поневоле? Комментирует управляющий партнер юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Андрей Гольцблат.

Андрей Гольцблат управляющий партнер юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP «Российское правительство хочет облагать налогом в первую очередь НДС, деятельность IT-гигантов в России. Для этого требуется таким компаниям, как Google, Facebook и остальным, встать на налоговый учет и зарегистрироваться в ФНС как налогоплательщик НДС. Большинство крупных компаний это сделало. Есть блок не таких больших и не таких известных компаний, которые тем не менее оказывают электронные услуги в России. Надо отметить, что НДС облагаются именно электронные услуги. Сейчас предпринимаются попытки, чтобы заставить платить НДС те компании, которые не стали этого делать. Здесь пока нет каких-то механизмов, которые были бы эффективны, за исключением разве что Роскомнадзора. Но Роскомнадзор не может так напрямую приостанавливать работу сервисов, поскольку это не предусмотрено соответствующим законом. Нет таких оснований».

Самые подозрительные увидят в этой инициативе продолжение борьбы Москвы с иностранными IT-гигантами за контроль над рунетом — однако те же процессы идут по всему миру. Ряд стран Европы, в том числе Франция, уже в одностороннем порядке ввели законы о налогообложении иностранных IT-компаний. Вашингтон даже пригрозил Парижу санкциями — но пока без конкретных действий. Даже один из штатов США, Мэриленд, принял ту же инициативу — обязал гигантов платить налоги властям штата за оказанные там услуги. Правда, лоббистские группы пытаются оспорить законность нормы в американском суде.

Если посмотреть на ситуацию в целом — почему внезапно все спохватились, что нужно заставить IT-компании платить налоги? Вроде бы они оптимизируют налогообложение уже давно. И можно ли сказать, что Россия идет в общем тренде? Рассуждает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко.

Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиаюристов «Мне кажется, что у проблемы есть две стороны. Первая заключается в том, что постепенно обороты всех бизнесов, связанных с интернетом, растут. То, что сейчас десятки миллиардов, станет сотнями миллиардов, то, что сейчас сотни миллиардов, будет на порядок больше. Все-таки эта причина кажется мне вторичной, по крайней мере со стороны российских властей. А первичная заключается в том, что аудитория, которую раньше Кремль контролировал через традиционные СМИ, вкладывая в это сотни миллиардов рублей ежегодно, сейчас оказывается скорее в распоряжении социальных сетей, которые Кремль никак не контролирует. Это его устраивать не может, а если будет открытое представительство, то в него могут приходить все — от пожарников до эфэсбэшников».

Наиболее наглядно то специфическое положение, в котором удалось оказаться IT-гигантам, иллюстрируют цифры. Например, в Австралии, где на Facebook и Google приходится более 80% всего рынка цифровой рекламы, сумма налогов крупнейшей соцсети меркнет по сравнению с ее доходами. Как указывает газета The West Australian, в прошлом году Facebook на континенте заплатил налогов на 40 млн долларов, а заработал 1,7 млрд долларов. Возвращаясь к российской инициативе, о ее эффективности можно только гадать — масштабы гипотетических «санкций» для нарушителей новых правил неизвестны. Во Франции, как указывает The Local, налог вроде бы работает: IT-компании пока никуда не ушли. Правда, Париж обязал их платить трехпроцентный налог на выручку, а так называемый российский налог на Google достигает 16%.