Как развивать эмоциональный интеллект?
Сегодня работодатели, говоря о самых важных качествах наемного работника, называют умение комплексно решать проблемы, аналитическое мышление, быструю обучаемость и эмоциональный интеллект (ЭИ). Кейс: после внедрение тренингов ЭИ для топ-менеджмента в UCB Biopharmaceutical 98% участников сообщили об улучшении качества отношений с заинтересованными сторонами; 69% членов команды заметили более эффективную коммуникацию внутри команды через 3 месяца. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта зарабатывают больше денег — в среднем на $29 000 в год больше, чем люди с низким уровнем эмоционального интеллекта. Результаты верны для людей во всех отраслях, на всех уровнях и во всех регионах мира. Согласно научному определению, эмоциональный интеллект — четко определяемая и измеряемая способность человека перерабатывать информацию, которая содержится в эмоциях. Эмоциональный интеллект состоит из четырех оставляющих: способность человека распознавать эмоции, понимать причины эмоций, регулировать эмоции, способность использовать эмоции для решения задач. Для решения одних задач помогают такие эмоции, как радость, для решения других могут быть эффективны такие эмоции, как грусть и печаль, для третьих задач даже злость может быть очень полезна. Научные исследования показывают, что высокоразвитый эмоциональный интеллект руководителя важен для повышения эффективности бизнеса. Во время ситуации неопределенности высокий ЭИ топ-менеджмента компании просто необходим для выживаемости бизнеса. Такие люди наилучшим образом ориентируются в стрессовых условиях. Некоторые исследования показали, что около 60% крупных международных компаний используют ЭИ в своих тестах и процедурах найма. К таким компаниям в том числе относятся Google, Lockheed Martin, Bristol-Myers Squibb, Crowne Plaza. Более того, некоторые университеты начинают использовать тесты на уровень ЭИ при наборе студентов, особенно на медицинские факультеты. Первая крупная международная компания в России, которая начала использовать тестирование на уровень ЭИ, — «Данон». Даже при стабильной ситуации (подтверждают исследования) развитый эмоциональный интеллект руководителя помогает повысить финансовые показатели компании. В крупной компании по производству напитков, использующей стандартные методы для найма директоров подразделений, 50% ушли в течение двух лет, в основном из-за низкой продуктивности. Когда они начали отбирать директоров на основе эмоциональных способностей, через два года ушли только 6%. Кроме того, руководители, отобранные на основе эмоциональной компетентности, с гораздо большей вероятностью попадали в первую треть по уровню бонусов за производительность: 87% были в верхней трети. Руководители подразделений с этими компетенциями превзошли свои цели на 15–20%. По сути, эмоциональный интеллект — один из основных ресурсов бизнеса. Предприниматели сейчас начинают осознавать, что нужно учиться взаимодействовать с этим ресурсом и использовать его для повышения и роста эффективности. Финансовых консультантов American Express, менеджеры которых прошли программу обучения ЭИ, сравнивали с консультантами, менеджеры которых не прошли обучения. В течение года, прошедшего после обучения, консультанты обученных менеджеров увеличили свой бизнес на 18,1% по сравнению с 16,2% для тех, чьи менеджеры не были обучены. Прежде чем развивать ЭИ, важно его измерить и продиагностировать. Большинство исследований доказывает, что эмоциональный интеллект — один из ключевых факторов успеха. Как только ученые смогли количественно измерить эмоциональный интеллект, появилась возможность оценить, насколько эта способность влияет на достижения человека. Как ученые смогли количественно измерить ЭИ? Данный термин — эмоциональный интеллект — ввели в научный обиход профессора Йельского университета Дж. Мэйер и П. Сэловей. Немного позднее к ним присоединился Дэвид Карузо. Они разработали объективную диагностику эмоционального интеллекта — тест MSCEIT. Тест был переведен на многие языки, он используется в разных странах. На русский язык он был переведен группой ученых под руководством Е. А. Сергиенко — профессора Института психологии РАН. С его помощью проводилось множество исследований. В процессе применения возникла потребность создания отечественного теста, который учитывал бы нашу российскую культурную специфику. Поэтому год назад (также под руководством Е. А. Сергиенко) был разработан российский русскоязычный тест диагностики эмоционального интеллекта — ТЭИ. Тест прошел апробацию и валидизацию на русскоязычном населении. Выборка представляет порядка 4000 человек, она с каждым годом растет. Тест может использоваться как в научных, так и в практических целях. То есть он может применяться и при диагностике сотрудников, уже работающих в корпорациях, и при найме на работу. Исследования показывают: эмоциональный интеллект развивается на протяжении всей человеческой жизни. Человек может сознательно его развивать специальными техниками и упражнениями. Как было отмечено ранее, эмоциональный интеллект состоит из четырех составляющих — способность распознавать эмоции, способность использовать их для решения задач, понимать причины возникновения эмоций и управлять эмоциями. Развитие эмоционального интеллекта состоит из развития каждого из этих составляющих. Как можно развивать распознавание эмоций? Для этого вначале нужно познакомиться с понятийным аппаратом. Важно называть эмоции и понимать, как одна эмоция отличается от другой. Например, чем отличается злость от гнева, а радость от восторга. Важно включить наблюдение за своими эмоциями и эмоциями других людей в свое повседневное мышление. Можно вести дневник эмоций, то есть фиксировать свои эмоции, эмоциональные состояния, фиксировать причины их возникновения. Развитие эмоционального интеллекта начинается тогда, когда человек фокусирует внимание на этой способности. Особенно важно для руководителя использовать эмоции для решения задач. В данном случае в начале важно теоретически подготовиться: прочитать, какие эмоции помогают в определенной деятельности, какие мешают. Не бывает плохих и хороших эмоций. Бывают эмоции неуместные для какой-либо ситуации и уместные в другой деятельности. Важно сначала разобраться, в каких ситуациях эмоции помогают, а в каких мешают. Дальше применять эти знания на практике. Кроме того, важно научиться регулировать эмоции. Это не значит запрет эмоций. Речь идет о сознательной регуляции. Нужно уметь повышать интенсивность эмоций именно осознанно, интеллектуально. А для этого важно понимать, какая эмоция и почему возникла у человека. Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»