"Пошумим еще, пошумим!" Марина Лошак — о потерях и планах музея в период пандемии

Директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак отмечает в воскресенье 65-летие. В интервью ТАСС она рассказала о своем отношении ко дню рождения, как музей и его сотрудники справляются с работой в условиях пандемии, как не терять оптимизма и какие подарки готовит Пушкинский для любителей искусства.

"Пошумим еще, пошумим!" Марина Лошак — о потерях и планах музея в период пандемии
© ТАСС

— Конечно, хочется начать разговор с вопроса о том, как вы отпразднуете день рождения. Но учитывая ситуацию с пандемией и новыми ограничениями, закрытием музея для посетителей, настроение, как могу предположить, у вас совсем не праздничное.

— Ну, оно никогда не бывает у меня особо праздничным в связи с этой датой. Я вообще не придаю этому никакого значения. Это не расстройство, не радость — просто ничего.

— Но все-таки у вас что-то планируется — тихий ужин с семьей?

— К сожалению, не все смогут приехать. Моя дочка и ее муж заболели коронавирусом, дочка выздоровела, но еще не прошло нужное время, чтобы можно было увидеться, поэтому их не будет. Приедет несколько ближайших друзей, и все.

— Сейчас в России проходят испытания уже несколько вакцин против коронавируса. А вы планируете вакцинироваться, когда это будет возможно?

— Безусловно! Буду выбирать вакцину и даже уже приблизительно себе представляю, в каком направлении буду думать. У меня нет ни малейшего сомнения, что это надо будет сделать в тот момент, когда пройдут все исследования, когда все будет понятно и очевидно. Я это сделаю и всем буду советовать.

— А как пандемия сказалась на сотрудниках музея? Многие болели?

— В музее не очень много людей болело. Вот несколько дней назад у меня была сводка точная: 14 человек всего на тысячу работающих. Хочу отметить, что на протяжении всей пандемии у нас не было ни одного заболевшего сотрудника, работающего с посетителями. Чаще заболевшие были среди других служб. Но среди тех, кто работает с посетителями — смотрителей, администраторов, — ни один человек не болел.

— Весной этого года музей впервые за историю закрылся для посетителей. Была надежда, что такое не повторится, но неделю назад стало известно о приостановке работы федеральных музеев Москвы. Как обстоят дела с возвратом билетов? Понимаю, что вряд ли люди покупают билет на выставку за месяц-два до визита, как на спектакли, но есть абонементы, билеты на другие мероприятия.

— Конечно, у нас были возвраты билетов. Понимая ситуацию, мы приостановили продажу билетов за несколько дней до 16 ноября. Конечно, чаще всего заранее люди покупают билет на посещение музея в выходные дни, но количество все равно лимитировано, учитывая ограничения. Возвращают билеты на экскурсии, на лекции, на образовательные программы. И на фестиваль "Декабрьские вечера", которые были раскуплены за один день. Что делать? Это неизбежность.

— Какова общая сумма недополученных доходов от билетов и абонементов?

— Выручка от продажи билетов в 2020 году снизалась по сравнению с 2019 годом почти на 70%. Упущенную выгоду в первый локдаун можно оценить примерно в 100 млн руб. Очевидно, что с июля по ноябрь доход не восстановился: из-за требований социальной дистанции мы были вынуждены сократить в два с половиной раза количество посетителей, которые могут одномоментно находиться в музее. В прошлом году каждый день к нам приходили в среднем 4 тыс. посетителей, летом и осенью 2020 года — около полутора тысяч посетителей.

Поэтому по-прежнему, к сожалению, все наши взгляды и надежды обращены в сторону государства. Во время закрытия уже один раз государство спасло федеральные музеи. Без этого мы не смогли бы сохранить свою энергию. И тут придется нам тоже рассчитывать на государство.

Во всяком случае, за это время абсолютного закрытия, потому что как бы трудно мы ни жили последние месяцы, с 25% посетителей от нашего общего числа, но все равно что-то мы зарабатывали, и это поступало в нашу музейную копилку. Мы уже давно отвыкли от жизни с протянутой рукой, привыкли и любим сами зарабатывать профессиональным трудом.

— Вновь приходится пересматривать планы, решать новые задачи. Как вы смотрите в будущее — с осторожным оптимизмом?

— Слово "осторожный" не очень из моего лексикона.

Когда ставишь перед собой большие задачи, когда очень в них веришь и очень хочешь, чтобы они были решены, — тогда, мне кажется, все квантовые поля приходят на помощь, и это происходит. Верю в это совершенно искренне. Так что я просто вижу, что будет, и вижу со всеми деталями. Мы работаем над этим будущим, мы его складываем.

— И какие большие задачи стоят сейчас перед вами и Пушкинским музеем?

— Наша задача — чтобы музей остался таким же важным и вдохновляющим местом, каким он был всегда. И тут нужно действовать разными инструментами и прикладывать какие-то новые усилия, чтобы это происходило даже при закрытом музее. Музей — это не только здание, но и та накопленная энергия за пределами здания, которая соединяет музей со зрителем. Но и здание, пространство музея очень важно, поэтому мне было очень грустно, когда его все-таки решили закрыть.

Сейчас у всего человечества копятся стресс, тревога, и людям нужны такие места стабильности, как музей, показывающие, что жизнь неизменна. Куда ты приходишь, и там все по-прежнему. Важно просто ощущение, что есть место, куда ты можешь прийти, как приходил всегда, и там тебя ждут, там есть атмосфера. Ты можешь погрузиться в то состояние, которое уже переживал, когда приходил сюда маленьким, и потом, когда приходил уже взрослым и, может быть, приводил своего ребенка. В трудные моменты такие места придают людям сил.

И вот перед нами задача — сохранить присутствие музея в жизни людей, пусть даже при закрытом здании. Мы сейчас встречаемся, общаемся и думаем, как нам это сделать.

— Как вы будете использовать опыт, приобретенный во время первого закрытия?

— Весной мы очень плотно сидели дома и питались всевозможными текстами, информацией, были этим поглощены тотально. Но сейчас находимся в другой стадии, когда это все уже порядком наскучило, все устали, и нужно двигаться не по горизонтали, а по вертикали. Не просто давать информацию, а создавать нечто большее, какой-то более художественный продукт.

Кроме этого, нужно готовить и план выставок на ближайшие годы. Не ждать, когда все закончится и перейдет в другую фазу, прежней жизни. К этому моменту мы уже должны быть готовы.

Поэтому все, что планируем и растим в музее, осуществляется в обычном и даже чуть более быстром режиме. И планируем выставки, образовательные проекты нового качества, существование старых любимых проектов — и не только в Москве, но и в наших филиалах в разных городах.

— Несмотря на все сложности, вам все-таки удалось показать выставку "От Дюрера до Матисса". Помню, как весной ее открывали онлайн и в прямом эфире и как было непривычно видеть пустой музей. Летом Пушкинский распахнул двери, и все были счастливы, что можно увидеть эту выставку. И сейчас она завершилась досрочно, но, можно сказать, удачно — всего на два дня раньше планового закрытия. Сколько человек успело ее посмотреть?

— Выставку посетили более 92 тыс. человек. Мы в целом очень ограничивали посещение, ради безопасности посетителей и сотрудников. Поэтому, может быть, это не самое большое количество, но это были наши верные посетители. Самое потрясающее, что выставка закрылась всего лишь на два дня раньше, но количество звонков и записок "нельзя ли посмотреть?" огромное.

Но есть более грустные вещи — у нас не будет фестиваля "Декабрьские вечера"…

— Впервые за всю историю музея.

— Весь этот год такой, что все "впервые", честно говоря. Да, так случилось, что выставки, концерты отменяются. Мы стараемся сделать так, чтобы "Декабрьские вечера" прошли в формате онлайн-трансляции в те же дни, когда мы планировали концерты в музее, чтобы у людей была возможность ощутить себя частью этого события. Сейчас ведем переговоры на эту тему.

— Не было планов перенести фестиваль, несмотря на то, что это "Декабрьские вечера", на весну, например?

— Конечно, была идея, у нас все идеи проработаны. Но это невозможно, потому что у всех свой график, у всех своя жизнь: планы у нас, у музыкантов. Все это не совмещается и не дает нужного ощущения. Хотя мне очень хотелось, как в сказке "Двенадцать месяцев", июнь назначить декабрем. Но это неправильно. Нужно зафиксировать тот момент и ту точку истории, в которой ты находишься, и делать это с достоинством. Поэтому не будем суетиться, будем проживать сегодняшний день и готовить следующий.

— Недавно вы упоминали, что готовите к июню проект с Грецией о минойской цивилизации, погибшей 3500 лет назад от извержения вулкана и цунами на греческом острове.

— Это будет мировая премьера одного из великих сокровищ мировой культуры. Этот остров настигла такая же природная катастрофа, как когда-то Помпеи. Но мы имеем дело со значительно более древней культурой, практически неизвестной мировому сообществу. Очень мало вещей осталось известно: всего лишь три фрески, немного керамики. Некоторые ученые считают, что то, что было найдено, и есть остатки Атлантиды. Выставка называется "Сокровища Акротири".

— Еще вы говорили, что в 2023 году планируете проект с Лондонской национальной галереей?

— Да, это первое такое партнерское сотрудничество Лондонской галереи и российского музея. Проект посвящен постимпрессионизму. Выставка должна пройти на двух площадках: в Национальной галерее и у нас в музее. Я бы хотела, чтобы он открыл нашу Галерею искусства импрессионистов и постимпрессионистов, ее появление к 2023 году уже совершенно реально.

— Конечно, пока очень трудно представить себе 2021–2023 годы. Уже боишься планировать дальше, чем на завтра, но хочется помечтать. Если вернуться к настоящему и ближайшим проектам, скоро Новый год и каникулы, и у многих есть традиция приходить в Пушкинский музей, в определенные залы, к любимым произведениям. Вы готовите какие-то подарки для них? Может, какие-то фильмы, как, например, к "Ночи музеев" Пушкинский музей сделал фильм-экскурсию с художником Дмитрием Гутовым.

— Планируем много разного. Конечно, думаем о том, что впереди декабрь и январь, традиционные месяцы, когда люди должны как-то легче дышать грудью. Так что подарки будут!

— У вас есть какой-то лайфхак, как справляться со всем в условиях тотальной неопределенности?

— Знаете, это часть истории. Всякий раз, когда я горюю по поводу этого недостатка живой жизни, то сама себе говорю: "Мы запомним это". И правда, мы все эти моменты фиксируем каждую секунду как что-то уникальное, и к этому нужно относиться именно так.

Конечно, я надеюсь, что такой год не повторится. Он не может повториться в таком же, как мне кажется, качестве. Мы уже станем опытнее во всех смыслах: и с точки зрения восприятия мира, и с точки зрения подготовленности к таким острым ситуациям, и с точки зрения понимания угроз. Наша подготовленность, способность анализировать происходящее даст возможность получить больше шансов в будущем году, поэтому следующий год будет лучше, а последующие — еще лучше. Есть большие планы и много важного. Никто не может отнять у нас эту возможность творчески относиться к жизни и ждать от нее лучшего.

И поэтому в будущем году будет и выставка коллекции Морозова в Париже, в Москве, и много разных выставок. Обязательно откроем выставку Билла Виолы — великого американского художника. Его проект поднимет наш дух и расширит сознание. Сделаем еще много интересного и в Москве, и за пределами Москвы. Пошумим еще, пошумим!

Беседовала Наталия Крючкова