Приятели Евгений Никонов, Владислав Конечнов и Александр Киселев из Ярославля работали в разных сферах: дизайне, строительстве, архитектуре. Они никогда не задумывались о каком-то совместном бизнесе, пока их не объединила общая затея, связанная с заботой о детях.
"Как-то весной 2017 года мы пили кофе в ресторанчике и разговаривали про своих детей. У меня, кстати, трое ребятишек. Мы решили придумать для них такое развлечение, которое отвлечет их от экранов смартфонов и поможет развиваться. Провели мозговой штурм и сгенерировали идею создавать детские домики. Такие, чтобы их можно было собирать самостоятельно из деталей, как конструктор, и потом разбирать. Идея почти сразу разрослась до цельного бизнес-проекта", — рассказывает Евгений, который решил вести деятельность как индивидуальный предприниматель.
Приятели, ставшие теперь бизнес-партнерами, разделили полномочия: Владислав отвечал за маркетинговую составляющую, Александр — за технологическую часть, Евгений — за связи с общественностью.
Сначала они занялись подбором оптимального размера деталей, исходя из того, чтобы собранный домик был сопоставим с ростом ребенка и малыш мог легко спрятаться в нем. Выбор пал на крупноформатные детали — каждая около 50 см.
Опробовали и разные материалы — дерево, фанеру, картон, но в итоге остановились на этиленвинилацетате. Это вспененный микропористый полимер, напоминающий резину. Обычно его используют для создания мягких спортивных ковриков, туристического снаряжения, детских игрушек и в качестве упаковки. Этот материал мягкий и гибкий, способен уберечь ребенка от травм, к тому же он гипоаллергенный. Его можно мыть, он выдерживает температурный режим от –50 до +50 градусов, что позволяет собирать конструктор не только в квартире, но и на улице даже зимой.
Поставщика этого материала предприниматели в несколько кликов нашли в интернет-поисковике, он предлагал сырье из Китая. После первых двух закупок, которые обошлись в 200 тыс. рублей, опять же благодаря интернету они узнали, что есть отечественные производители, из Подмосковья, после чего "произвели импортозамещение".
"В ходе пилотных тестов конструктора, конечно, не обошлось без ошибок. Например, когда мы консультировались с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров, один из экспертов взял в руки наш опытный образец и легко порвал деталь. Поэтому мы сразу придумали закругление и смягчение их углов. После этого повредить элемент стало практически невозможно не то что ребенку в процессе игры, но даже взрослому человеку", — отмечает Евгений.
Фантазия и никаких инструкций
Продукт был нацелен на ребят в возрасте от трех лет, без ограничения по верхнему порогу. Чтобы доказать его безопасность для детей и подростков, пришлось пройти сертификацию и получить соответствующий документ.
"Для этого мы обратились в центр по сертификации Ростест. У нас запросили документы на сырье, отобрали несколько опытных образцов для проведения лабораторных испытаний, и спустя два месяца ожиданий выдали сертификат. Он имеет действие не только в России, но и в странах Таможенного союза — Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии", — уточняет Евгений.
Также предприниматели с самого начала работы консультировались с детскими психологами, чтобы создать продукт, который не только будет служить в развлекательных целях, но и поможет детям познавать окружающий мир. Одним из таких экспертов был создатель авторской методики развития детей "Здоровое детство" Александр Галанов. Его методические разработки о детских лечебных играх успешно используют педагоги России.
"Наш конструктор разносторонне развивает ребенка. Например, вырабатывает математические способности, формирует пространственные навыки. Конструирование развивает мелкую моторику, что влияет на отделы головного мозга, отвечающие за речь. В процессе сборки дети активно общаются друг с другом, задают вопросы, расширяя свой словарный запас. У детей развиваются воображение, физические навыки", — рассказывает Евгений.
Наборы конструкторов предприниматели решили выпускать под брендом Wawata, что в переводе с языка маори (коренной народ Новой Зеландии и основное население страны до прибытия европейцев — прим. ТАСС) означает "фантазия".
К этому моменту на тестирование, сертификацию и разработку бренда у них ушло около 1,5 млн рублей личных сбережений.
Свое преимущество они видели в уникальности — подобных продуктов на российском и мировом рынках не было. Поэтому они даже не думали повторять путь ведущего производителя конструкторов Lego Group. С этой датской компанией-гигантом их объединяет лишь "сам принцип конструирования".
"Вся остальная концепция, материал, размеры и формы деталей — совершенно из другой области. У нас процесс сбора идет не по инструкции — мы от нее отказались, — а так, как взыграет фантазия ребенка", — поясняет Евгений.
Поиск каналов сбыта
Первую партию наборов они изготовили осенью 2017 года на контрактном производстве, которое нашли через знакомых в промышленной части Ярославля. Производственные расходы предприниматели не раскрывают, уточняя, что они зависят от объема заказа.
На тот момент в ассортименте было три вида домиков: "Виноград", самый маленький по размеру, и более крупные "Лимончик" и "Мармелад", которые подойдут не только малышам, но даже подросткам. Их палитра включает желтый, синий, зеленый и красный цвета. Стоимость наборов начинается от 20 тыс. рублей, при этом треть от общей суммы формирует стоимость исходного сырья.
"Мы решили продавать конструкторы через свой интернет-сайт — его за несколько дней разработали на платформе по созданию сайтов Tilda, не затратив на это ни рубля. Каково же было разочарование, когда нам поступало от силы два-три заказа в месяц! Оказалось, что для бюджета средней российской семьи стоимость 20 тыс. рублей не всегда подъемна. Поэтому нужно было искать другие каналы сбыта и расширять аудиторию", — рассказывает Евгений.
Бизнес-партнеры посчитали, что лучшим способом заявить рынку о своем продукте, аналогов которому в мире они не нашли, станет участие в выставках. Поэтому в 2018 году они поехали на крупнейшую в мире международную выставку игрушек и игр — Spielwarenmesse, которая традиционно проводится в городе Нюрнберг в Германии. Российский экспортный центр софинансировал 80% затрат на участие, помог с организацией стенда, переводчиками. Затем уже в России они участвовали в профильном Московском международном салоне образования, еще позже — в международной выставке "Мир детства" в Москве.
"Мы много общались с педагогами, руководителями учебных заведений, представителями образовательных агентств. И они нам подсказали, что продукция очень интересна для детских садов, развивающих центров и школ-интернатов. Однако все они посоветовали создать такие наборы, играть с которыми сможет не один-два ребенка, а целая группа детишек", — делится Евгений.
Именно поэтому осенью 2018 года вышла новая линейка конструкторов — "Ферма", "Пастбище", "Мельница", "Королевская башня", "Крепость". Эти наборы подходят для игры группы детей — от шести до 15 человек.
"Их названия говорят сами за себя, из них можно сконструировать игрушечные деревни или устроить настоящие рыцарские баталии. При этом дети, сражаясь на мягких мечах, никогда не нанесут друг другу травм. Зато сколько они выплескивают эмоций, как радуются таким простым, казалось бы, забавам!" — отмечает Евгений.
С новыми продуктами предприниматели сразу же начали участвовать в тендерах — поставлять продукцию в детские сады, школы, интернаты, развлекательные центры. Как частные, так и государственные. Информацию об этих тендерах находили в том числе на портале "Бизнес-навигатор МСП".
Портал разработан Корпорацией МСП для бесплатной помощи предпринимателям в открытии нового дела или масштабировании бизнеса. Один из его сервисов позволяет узнавать о закупках, которые размещают компании. Базы обновляются ежедневно и позволяют видеть закупки всех крупнейших организаций страны.
"Преимущество "Бизнес-навигатора МСП" в том, что на нем собрана вся информация, необходимая предпринимателю. Помимо поиска сведений о закупках частных и государственных детсадов, детских домов я также проверял финансовую и юридическую благонадежность контрагентов. Еще начал периодически обращаться к базе налоговой информации — уточнить, какие изменения произошли в законодательстве", — отмечает Евгений.
По первому выигранному тендеру набор конструкторов Wawata отправили в детский сад в Брянской области. Дальше география стала расширяться: поставки были налажены в центральную часть России, Поволжье, Сибирь и на Дальний Восток. Около 5% продукции отправляется на экспорт — в страны Таможенного союза.
За счет участия в тендерах выручку удалось нарастить с 400 тыс. рублей в 2018 году до 4,5 млн рублей по итогам 2019 года. А объемы производства выросли в десять раз — до 30 наборов ежемесячно.
Шах и мат пандемии
Во время пандемии коронавируса в Ярославской области в конце марта — начале апреля ввели ограничительные меры. По ним, в частности, детсады были закрыты, а школы перешли на дистанционный формат обучение. Из-за этого продажи конструкторов прекратились вплоть до сентября.
"Мы выдержали паузу и использовали это время для разработки новых продуктов. Придумали наборы подвижных и обучающих игр, таких как "Шахматы" и "Танграм". Последняя игра — это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения более сложной фигуры", — поясняет Евгений.
Шахматный набор состоит из традиционных фигурок (пешек, слонов, ферзей и так далее), внутри которых спрятаны более простые геометрические детали — объемные прямоугольники, квадраты, круги. Те же круглые "таблетки" можно использовать для игры в шашки. Поле сделано из экополимера, но используется более тонкий лист. На него нанесли рельефно-точечный тактильный шрифт Брайля, чтобы слабовидящие дети тоже могли присоединиться к игре.
"Мы уже презентовали новые наборы в конце октября в Институте развития образования в Ярославской области. Конструктор как магнит притягивал детей. Особенно им было приятно то, что мы разрешаем не только строить, но и ломать сооружения. Никаких ограничений! Дети искренне веселятся, придумывают из наших игр совершенно другие, получают положительные эмоции и образовываются. Родители и педагоги крайне довольны таким результатом", — отмечает предприниматель.
В планах сооснователей бизнеса — получить доступ к поддержке в рамках образовательных программ, в том числе предусмотренных нацпроектом "Образование".
"Сейчас есть программа "Точки роста", входящая в нацпроект. По ней в России создаются центры образования гуманитарного и цифрового профилей. Они формируются как подразделения школ, расположенных в сельской местности и малых городах. В "Точках роста" школьники работают на современных компьютерах, 3D-принтерах, управляют квадрокоптерами. Также ученики могут записаться в кружки, научиться играть в шахматы или создать собственный медиапродукт. Поэтому как минимум со своими наборами "Шахматы", которые вписываются в концепцию, мы хотели бы туда попасть", — говорит Евгений.
Для участия в масштабной программе может понадобиться нарастить мощность производства. Однако бизнес-партнеров это не пугает.
"Мы считали, что с текущим оборудованием ежемесячно можно выпускать порядка 150 комплектов конструктора. Сейчас, напомню, около 30 комплектов в месяц. Кроме того, мы можем персонализировать наборы, исходя из заявок и потребностей. Как бы ни шло наше развитие, миссия останется неизменной: понимать детскую натуру и улавливать желания малыша: беззаботно играть, баловаться или познавать мир во всем его многообразии. Уверен, что мы способны и дальше конструировать счастье", — уточняет Евгений.
Беседовал Наиль Шахвалиев