Нейрокошмарные художества, или Фольга против COVID-19
Возможно пандемия обострила спрятанные ранее чувства хомо сапиенсов, и они ударились во все тяжкие. Самые экзальтированные молятся на яйцо и тыкву, а в одном из столичных кафе только что прошла выставка «нейросетевых» картин виртуального художника Николая Иронова, картины которого уже успели приобрести немало почитателей в Сети. Художник этот виртуальный в полном смысле слова: в природе Николая Иронова не существует, он всего лишь продукт творческих метаний «Студии Артемия Лебедева», которой и принадлежит сей художественно-технологический, а по сути, коммерческий прожект.
Картинки, конечно, так себе, это, скорее, «цитаты» то ли из позднего Пикассо, то ли из раннего Алехандро Бурдисио, поражающего мир полотнами «а ля Шагал», - правда, у аргентинца летают не люди, а автомобили и дома. Но в нашем случае важны не картинки сами по себе, а важен коммерческий принцип.
Маркетологи из сферы искусств давно заметили, что особым спросом у публики пользуются произведения анонимных, либо придуманных кем-то, в реальности не существующих «творцов». Самый известный пример – Козьма Петрович Прутков. Под этим псевдонимом в середине XIX века в журнале «Современник» печатались четыре настоящих поэта, Алексей Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Этот плод коллективного творчества в свое время принес оглушительную славу создателям, и хотя нынче их имена уже полузабыты, но о Козьме Пруткове хотя бы раз в жизни слышали даже потомственные хакеры.
Поскольку принцип «новое – это хорошо забытое старое» никто не отменял, нынешние IT-художники решили попытать коммерческого счастья с проектом «Николай Иронов». Фишка в том, что такая «именная» нейросеть позволяет создавать множество логотипов, - которые и есть торговые марки. Десять картин «Николая Иронова», напечатанных на холсте из натурального хлопка и выставленных в кафе «Просвет», оцениваются чохом в 250 тысяч рублей, а в розницу идут по 25 тысяч. Авторы проекта уверены в успехе «бренда в тренде», - ну и флаг им в руки.
Пока нейрокошмары «Николая Иронова» пробивают своим создателям дорогу к славе и деньгам, люди попроще собирают в Сети миллионы лайков на самых незатейливых придумках. Долгое время рекордсменом в этом деле значилась тиктокерша Белла Порч. Ее гениальная творческая находка в TikTok – покачивание головой перед компьютером в такт музыке, - принесла барышне 500 миллионов просмотров и 36 миллионов лайков. И, естественно, много денег. Этот рекорд решил побить другой тиктокер, автор профиля тыквы (@pumpkinseenroundtheworld). Он легко переплюнул «кивающую Беллу», опубликовав в профиле тыквы всего пару видео, и собрав за неделю 31 миллион просмотров и 9 миллионов лайков. А это не предел, учитывая вал свежих подписчиков на тыквенный аккаунт.
Заодно «папа тыквы» переплюнул гениальную придумку с куриным яйцом, популярным в 2019 году в Instagram, где на фотографию обыкновенного разбитого яйца полюбовались десятки миллионов, мягко выражаясь, пользователей. Собрав только за первые десять часов показа почти 4 миллиона лайков, яичко стало «золотым» для своего создателя, британского рекламщика Криса Годфри.
Кто-то после этого наверняка окончательно потерял веру в человечество, но социологи, проанализировав яйцо Криса, сделали вывод об усилившемся воздействии социальных сетей на массы. В самом деле, такие «фокусы» дают немало материала специалистам по массовому психологическому воздействию на большие группы людей. Впрочем, такие приемы давно взяли на вооружение пиарщики: если присмотреться к рекламе последнего времени, она становится всё тупее, - и всё эффективнее! Тем более, рекламщики давно обратили внимание на TikTok, быстро ставший чемпионом по скачиванию среди всех приложений. Только в октябре на TikTok было зафиксировано 66 миллионов загрузок, - а такая статистика, напомним, складывается из данных о скачивании приложений из магазинов App Store и Play Market.
Так что, дело дебилизации потребителей через соцсети - живёт и побеждает.
Пока одни умные люди смотрят на «кивающую Беллу», разбитое яйцо и целую тыкву, другие умные люди развлекаются, прокладывая фольгой стены и гаджеты. Цель прокладывания – спасение от современных технологий. В Сети уже обитает целое сообщество любителей фольги и ненавистников Wi-Fi. У них есть группы в мессенджерах, где идет оживленный обмен опытом по борьбе с излучением мобильной связи, а в Twitter имеется аккаунт, собирающий сообщения из чатов «про это». Каким образом технологии 5G могут распространять, например, COVID-19, - об этом говорится как-то глухо. Но насчет защитно-целительных свойств фольги здесь рассуждают весьма авторитетно, и в этом деле уже есть свои гуру, зарабатывающие Большое Бабло на посещениях их групп и сайтов. Среди самых популярных лайфхаков – тотальное отключение электричества перед сном, обшивка стен и тела фольгой, категорический отказ от беспроводного интернета, и прочие полезные советы.
В крестовый поход против чуждого нам 5G собралось и ФСБ. Правда, фольгой здесь стены кабинетов не оклеивают, и под фольгой не спят, но кое-какие достижения уже есть. Еще в октябре разгорелся тихий скандал между ФСБ, Минцифрой и Минэкономикой. Яблоком раздора оказалась криптографическая защита нового оборудования 5G. Дело в том, что в Минцифре настаивают на установке криптозащиты отечественного производства. Еще в середине осени прошлого года Минцифры создало соответствующие правила использования базовых станций и абонентского оборудования в новом стандарте. Утверждать требования безопасности для базовых станций должна ФСБ. Где тоже настаивают на использовании только российских средств криптографической защиты в радиоканале между базовой станцией 5G и абонентским оборудованием. Но патриотические порывы ФСБ и Минцифры не поддержали в Минэкономике, комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по связи и IT, «МегаФоне», МТС и Tele2. Там считают, что наши производители не будут дорабатывать свои продукты под конкретные требования, а значит, приостановится и развитие сетей. В таком случае 5G в России будет доступно только владельцам смартфонов и планшетов, производители которых установят российскую криптографию. Будут проблемы и при установке базовых станций связи зарубежного производства, которые разрешат использовать лишь при условии внедрения российской криптографии в микросхемах. Напомним, что совместимость оборудования связи во всем мире построена на стандартах международного консорциума 3GPP, а требования Минцифры этих стандартов не учитывают. В дело вмешивается и экономика: установка российской криптозащиты на действующие базовые станции каждые три года будет оборачиваться совокупными затратами операторов в размере 14 миллиардов рублей. А это неизбежно скажется на потребителях, на которых и возложат компенсацию этих расходов. Словом, вышел скандал, а воз проблем с 5G и ныне там.