«Чем тяжелее, тем ощутимее ущерб»: как птицы повреждают самолеты

$1,2 млрд — таковы ежегодные потери мировой авиации от столкновений самолетов с птицами. Несмотря на высокую частоту таких инцидентов, к серьезным последствиям они приводят достаточно редко.

«Чем тяжелее, тем ощутимее ущерб»
© depositphotos.com

Столкновение с чайками в зоне аэропорта Жуковский стало причиной инцидента с самолетом А321 в Подмосковье. Командиру воздушного судна Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину, которым, несмотря на два поврежденных птицами двигателя, удалось посадить лайнер в кукурузном поле в Подмосковье, присвоили звания Героев России.

«Мною подписан указ о награждении экипажа воздушного судна, которое, как известно, произвело внештатную посадку, жесткую, в аэропорту Жуковского», сказал президент Владимир Путин, открывая совещание с постоянными членами Совбеза, передает РИА «Новости». Глава государства добавил, что остальным членам экипажа вручат ордена Мужества.

Следствию только предстоит выяснить, почему птицы оказались в опасной зоне, связано ли их появление с расположенной рядом свалкой и какие меры предпринимало руководство аэропорта для отпугивания пернатых, столкновение с которыми — не такое уж редкое явление в мировой авиации.

По данным британской Ассоциации пилотов авиалиний (BALPA), серьезные последствия от столкновения самолетов с птицами наступают довольно редко. «Самолеты проектируются и строятся так, чтобы выдерживать удары птиц, а пилоты проходят жесткие тренировки, чтобы уметь справляться с такими неожиданностями, как удары птиц, — говорит специалист BALPA Стивен Ланделлс. —

В моей карьере было 10 столкновений с птицами, ни одно из них не привело к каким-либо значительным повреждениям.

В половине случаев, на самом деле, из-за малого размера птиц я не подозревал о случившемся столкновении, пока не проводил осмотр самолета после посадки».

Как правило, столкновения с птицами происходят у земли при взлете или посадке самолета, как это и произошло накануне в Жуковском. Наиболее опасным считается попадание тушек птиц в двигатель самолета, который может потерять тягу. Впрочем, как правило, такое случается лишь с одним двигателем, а современные двухдвигательные лайнеры проектируются таким образом, что могут продолжать не только горизонтальный полет, но и взлет на одном работающем двигателе.

Точной мировой статистики по количеству авиапроисшествий из-за столкновения с птицами нет. По данным Федерального управления гражданской авиации США, в 1990-2013 годы в стране в авиапросишествиях, связанных с птицами, погибли 25 человек, 279 пострадали.

Первый задокументированный случай столкновения самолета с птицей произошел 7 сентября 1905 года.

В 2018 году в США было зафиксировано 14661 столкновение воздушных судов с птицами, это порядка 40 инцидентов в сутки. За последние два десятилетия в подобных случаях в мире погибли более ста человек, ежегодный ущерб от птиц для авиации оценивается в $1,2 млрд.

«Части самолета построены так, чтобы выдерживать такие соударения. В сети вы можете найти видео, где тушки птиц выстреливают по самолетам из специальных пушек, чтобы испытать на прочность лобовые стекла, воздухозаборники и так далее. Лично я сталкивался с несколькими такими ударами, и в результате в худшем случае была небольшая вмятина. Когда птица попадает в двигатель, как правило, бедное животное расчленяется. Однако в случае крупных птиц двигателю может быть нанесен ощутимый ущерб», говорит американский пилот Патрик Смит.

«Остановка одного двигателя не должна приводить к крушению, так как самолеты проектируются на полет с одним остановившимся двигателем, — напоминает Ланделлс. — Однако, множественные удары птиц или соударения с особо крупными птицами, такими как канадские гуси, могут нанести большой ущерб».

Конечно же, самый известный из подобных случаев — посадка самолета, следовавшего рейсом 1549, на Гудзон в 2009 году, вошедшая в историю мировой авиации.

«Птицы не засоряют двигатель, но они могут повредить внутренние лопатки турбин, вызвав потерю мощности, объясняет Смит. Чем тяжелее птица, тем ощутимее ущерб. Удар среднего размера гуся на скорости 500 километров в час окажет на самолет воздействие в 15 тонн. Даже небольшие птицы могут нанести ущерб, если их много. В 1960 году винтовой самолет авиакомпании Eastern Airlines упал в Бостоне после столкновения с со стаей скворцов», — вспоминает Смит.

После инцидента на Гудзоне руководство аэропорта Нью-Йорка приняло меры, отстрелив несколько сотен гусей. Позднее экологи подали на аэропорт в суд, однако тот встал на сторону авиаторов.

По данным Росавиации, в Российской Федерации с 2010 года отмечается тенденция увеличения как абсолютного, так и относительного (на 100 тыс. взлетов и посадок) числа случаев столкновений воздушных судов с птицами и другими животными. Подобные инциденты в Российской Федерации происходят чаще, чем, например, в США, говорится в материалах ведомства.