В России продавцам вернули уже более 3000 квартир, проданных по мошенническим «пенсионерским» схемам. Когда жилье сперва продается, а затем бывший собственник, чаще всего несчастная бабуля, заявляет, что ее, дескать, обманули телефонные аферисты. Поэтому жилье надо вернуть продавцу, а покупателю «Бог подаст». Причем оказалось, что такая схема не чисто российское ноу-хау...
По мнению экспертов, пока ситуация не будет урегулирована на законодательном уровне, покупку жилья на вторичном рынке у единственного пожилого владельца лучше отложить.
Как известно, подобные дела уже нарекли «прецедентом Долиной», так как первая, кто потребовал вернуть ей проданную квартиру по этим основаниям, была известная певица. Многие считают, что если бы речь шла не о селебрити, решение самого первого суда могло быть иным и мы не пришли бы к тому, к чему пришли: когда в стране отменяются уже тысячи сделок во вторичке, а само это дело едва ли не ежедневно обсуждают политики и депутаты.
Между тем эта мошенническая схема не только наша, традиционная, российская, мало того, Долина была далеко не первой, кто ей воспользовался, в далеком 2020 году в Америке попытались провернуть с дорогой недвижимостью то же самое, но там суд на первой же сделке оставил особняк за новым владельцем. Чтобы другим было неповадно.
Район Монтесито расположен в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Там живут все богатые и знаменитые: принц Гарри с Меган Маркл, телеведущая Опра Уинфри, обладательница Оскара Гвинет Пэлтроу…
Понятно, что ценник на недвижимость здесь начинается с шести нулей. К этой компании захотела присоединиться популярная киноактриса и тоже певица, посол доброй воли ООН, Кэти Пэрри вместе со своим бойфрендом и тоже актером Орландо Блумом.
Продал ей свой коттедж за 15 миллионов долларов 86-летний ветеран армии США Карл Уэсткотт, тоже человек не бедный, после отставки он занимался бизнесом. Случилось это ещё в августе 2020-го года.
Однако уже через несколько дней Уэсткотт попытался опротестовать сделку через суд. Нет, в отличие от наших бабушек, американскому пенсионеру не названивали телефонные мошенники из Украины или откуда-то ещё, представляясь «сотрудниками ФСБ», он сам заявил, что не мог адекватно оценивать свои действия из-за приёма обезболивающих препаратов и установленного в 2015 году диагноза — болезни Хантингтона с прогрессирующими когнитивными и поведенческими расстройствами. То есть до продажи дома ветеран не понимал, что делает, а как продал, так сразу все понял и побежал в суд расторгать договор.
Но в декабре 2023 года суд первой инстанции сразу же встал на сторону певицы, объявив, что истец не представил достаточных доказательств того, что не осознавал, что делает, когда подписывал договор о продаже дома. Действительно, мало заявить, что не понимаешь, что творишь и под чем ставишь свой автограф, — надо это ещё и грамотно аргументировать.
В мае 2024 года суд установил, что Карл Уэсткотт был абсолютно вменяем, рассудителен и рационален в момент заключения договора, а попытка старика оспорить сделку «не имела юридических оснований».
В ноябре 2024 года Кэти Перри инициировала встречный судебный процесс, требуя 3,25 миллиона долларов за упущение возможности сдачи дома в аренду во время разбирательств, а также 1,3 миллиона долларов на ремонт. Верховный суд Калифорнии частично удовлетворил её претензии, существенно уменьшив первоначально запрашиваемую сумму компенсации.
Теперь по решению суда Уэсткотт обязан выплатить Кэти Перри 1,8 миллиона долларов за нарушение условий заключённой сделки. За это время, кстати, в судьбе самой певицы и актрисы произошли изменения: весной 2025 года она слетала в космос по примеру нашей Юлии Пересильд и рассталась со своим возлюбленным Орландо Блумом, и теперь одна воспитывает дочь. Ну, хотя бы есть где…
Надо признать, что даже в Соединенных Штатах, где понятие собственности свято, а суды не штампуют заранее изготовленные решения, тяжба Перри/ Уэсткотт тянулась довольно долго — более пяти лет. Тем не менее, судьи приняли единственно возможное решение во избежании эффекта домино и дальнейшего обрушения рынка недвижимости, как сейчас происходит в России.