Последние годы жизни балерина Майя Плисецкая и её супруг, композитор Родион Щедрин, прожили в Германии. Прима-балерина Большого Театра ушла из жизни в возрасте 89 лет в 2015 году, а её мужа не стало в августе этого года.
Незадолго до смерти Майи Михайловны супруги составили завещание. У них не было наследников, поэтому они назначили того, кто проведёт их в последний путь. Ответственное дело поручили журналисту и писателю Владимиру Титоренко.
Когда скончался Родион Константинович, душеприказчик столкнулся с трудностями в исполнении последней воли усопших. Дело в том, что композитор и балерина попросили кремировать их, а затем соединить прах и развеять его над Россией.
Однако журналист не смог сделать порученное в завещании. На телешоу, посвященном 100-летию со дня рождения Майи Плисецкой, Титоренко рассказал: он не знает, как забрать прах супругов из Германии. Мужчина выразил надежду, что кто-то из поклонников, коллег или близких друзей пары поможет ему.
И его услышали. Брат Майи Михайловны Азарий заявил, что окажет душеприказчику помощь.
Поддержал последнюю волю балерины и Николай Цискаридзе. По мнению балетмейстера, Плисецкая поступила мудро, отказавшись от пышных похорон и прощания в целом. Её тихий уход из жизни, уверен Николай, даёт надежду на то, что она ещё появится перед своими почитателями.
«Вот уехала, должна скоро появиться. У меня ощущение, что ну вот скоро приедет, и мы опять здесь встретимся. Это как раз, наверное, было одно из самых прекрасных её решений», — заметил Цискаридзе.
Мужчина заявил, что Майя Михайловна не говорила о старости, а церемонии прощания не любила.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин прожили в браке 57 лет. Их история любви — пример для многих. Они познакомились на званом ужине у Лили Брик и сразу обратили внимание друг на друга.
Несмотря на то, что Плисецкая была старше Щедрина на 9 лет, их роман развивался гармонично, словно они были созданы друг для друга.
Ради искусства Майя Михайловна отказалась от возможности стать матерью. Она забеременела во время семейной поездки в Сочи, но решила не прерывать карьеру, так как была в отличной форме.
«Повременю маленько. Срок еще есть. Танцевать или детей нянчить — выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился», — признавалась балерина в мемуарах.
Позже она написала: что ребёнок был для её карьеры огромным риском. Она осознавала, какого счастья лишает себя и супруга, но не смогла перешагнуть через страх испортить фигуру и потерять сцену.
Больше разговоров о детях супруги не вели: композитор принял решение жены и наслаждался её присутствием рядом.
Мужа Плисецкая восхваляла при каждом удобном случае. В своих мемуарах балерина называла Щедрина гениальным и самодостаточным музыкантом, способным не только тонко чувствовать, но и вдохновлять. Она заявила, что у её любимого нет недостатков, поскольку он особенный.
Щедрин же писал для неё балеты, позволив максимально долго быть на сцене.
Вспоминая о жизни знаменитых супругов, соседи отмечали: Майя Плисецкая и Родион Щедрин не были похожи на другие пары. Балерина здоровалась с прохожими глазами, словно берегла силы. Из-за этого многие считали её скрытной, но не сомневались в её талантливости и величии на сцене.
А вот композитор был полной противоположностью жены. Он всегда здоровался с соседями, мог перекинуться парой фраз и жал руку при приветствии. Особенно долго Щедрин мог разговаривать о футболе и спорте в целом. Его называли простым, земным человеком, зная, какой след тот оставляет в истории и искусстве. Пара, отмечали соседи, всегда одевалась, соответствуя духу моды. Щедрин, несмотря на строгий стиль, обожал спортивные костюмы, а Плисецкая придерживалась классических нарядов.
Последние годы жизни пара провела в Германии. Известно, что после смерти жены Родион Щедрин несколько раз проезжал в их столичную квартиру на Тверской. Видя его, соседи отмечали: композитор сильно сдал.
Перед окончательным отъездом из России он о чём-то по-дружески поболтал с соседом, словно прощаясь с ним и всем тем, что оставлял позади.