Лидер «Миража» Горбашов признался, зачем ломает на концертах гитары и от кого теряет голову

Алексей Горбашов - бессменный гитарист и лидер группы "Мираж". 29 ноября он отмечает свое 64-летие. Накануне личного праздника в эксклюзивном интервью для "Московского комсомольца" музыкант раскрыл тайны всех солисток "Миража", рассказал о выступлениях в тюрьмах, безумных гонорарах и служебных романах.

Лидер «Миража» Горбашов признался, зачем ломает на концертах гитары и от кого теряет голову
© Московский Комсомолец

«Моя первая зарплата в группе была соизмерима с окладом выпускника вуза»

- Алексей, поздравляем вас с днём рождения. Как будете отмечать?

- Дата не круглая, поэтому ничего особенного не планирую. Отмечу с самыми близкими - с коллективом на ближайших гастролях, а дома со своими родными. 

- Как супруга Екатерина Болдышева обычно поздравляет?

- Поздравляет как раз всегда необычно, креативно. Если это случается на гастролях, то поздравляет еще и весь коллектив. Иногда с песнями, бубнами и танцами. Для меня это всегда большой сюрприз. Боюсь загадывать, что будет на этот раз.

- В конце 80-х- в начале 90-х вы были прямо-таки иконами стиля. А можете вспомнить ваш самый безумный образ за это время?

- Как раз в то время я был необузданным рокером, которого непонятно каким ветром занесло в поп-группу. Так многим казалось, и так это выглядело внешне. Это и был вполне себе безумный образ. Я периодически ломал гитары - крутил их вокруг шеи, гонял по полу. Я всегда возил с собой два инструмента, если один ломался, он тут же срочно отправлялся на ремонт к мастеру. И этот круговорот гитар происходил непрерывно.

- В стране в то время, кстати, был дефицит. Как доставали одежду?

- У нас была очень хорошая стилистка - Наталья Сидорова. Она обеспечила нас первоклассными костюмами, поэтому у нас дефицита в одежде не было.

- Сколько вы получали за концерт на пике популярности «Миража»? 

- Я помню, что моя первая зарплата в группе «Мираж» была соизмерима с окладом молодого специалиста, которую я мог бы получать по окончании ВУЗа, если бы пошёл работать инженером по специальности. Потом гонорары росли, но купить что-то значимое, например, квартиру, машину или музыкальное оборудование в то время было большой проблемой. По тогдашнему курсу доллара инструменты стоили каких-то просто немыслимых денег, потому всё заработанное быстро разлеталось. 

- Сейчас концерт «Миража» стоит 2 миллиона рублей. Есть вещи, которые вы до сих пор не можете себе позволить, потому что слишком дорого?

- Конечно! Например, собственный самолёт, чтобы не стоять в очередях на досмотре и не ждать получения багажа. Шутка ( улыбается). Вы знаете, вопрос не в дороговизне, а в целесообразности тех или иных трат. Никогда не ставил цель красиво потратить деньги, чтобы утереть кому-то нос.

«Наши чувства и отношения с Овсиенко были честными и искренними»

- Вы выступаете в группе «Мираж» с 1988 года. За это время сменилось множество солисток. Что вы можете сказать о каждой из них? 

- В то время, когда в группе работали Светлана Разина и Наталья Гулькина, солистки первого состава, я был занят записью второго альбома и не гастролировал с коллективом, но с девушками, конечно, был знаком. Не совсем представляю, как они уживались вместе, ведь они абсолютные антиподы по характеру. Светлана резкая и острая на язык, Наталья мягкая и неконфликтная. Мы периодически видимся, рад, что у них обоих сейчас всё хорошо. 

Наталья Ветлицкая, по моему мнению, больше всех совпадала с образом героини песен - холодная красавица, независимая, немного себе на уме. Она отлично вписалась в группу. Жаль, что мало продержалась.

Ирина Салтыкова, как мне кажется, с самого начала понимала, что роль солистки группы «Мираж» - это не её. Наверное, поэтому, она проработала меньше всех. Тем не мене, не могу сказать ничего плохого - мы не ссорились и не конфликтовали. Она просто не совпадала с нами. Но после ухода из группы Ирина сделала отличную карьеру. 

- Были же ещё солистки: Татьяна Овсиенко, теперь вот Екатерина Болдышева

- Да,Татьяна Овсиенко стала солисткой и лицом группы, правда ей пришлось проявить для этого настоящий героизм - за первый месяц она похудела на 18 килограммов! Но по-настоящему она показала характер, когда в результате аварии получила травму позвоночника, и врачи строго-настрого запретили ей какие-либо нагрузки и активность.

Таня не могла самостоятельно передвигаться, но когда она услышала, что мы собрались отменять все запланированные концерты, она твёрдо сказала, что ей наплевать на наставления врачей, и она не собирается пропускать ни одного концерта. Несколько месяцев, превозмогая боль, она выходила на сцену, работала сидя на стуле, стоически переносила все переезды и перелёты. Я до сих пор с содроганием вспоминаю это время. Татьяна большой молодец, и я рад, что у неё всё хорошо сложилось после ухода из группы.

- А это правда, что у вас был роман с Татьяной Овсиенко? И как вы с ней общаетесь сейчас? 

- Молодым людям свойственно влюбляться и терять голову. Могу сказать одно: наши чувства и отношения с Овсиенко были честными и искренними. Буквально на днях виделись с Татьяной на совместном концерте в Краснодаре. Конечно, мы пообщались за кулисами. Я очень рад, что у неё всё хорошо - она в прекрасной форме и на позитиве. 

- А что скажете про Екатерину Болдышеву?

- Екатерина Болдышева - солистка, с приходом которой хиты группы впервые зазвучали на концертах живьём, и в которой совпало всё: и голос, и харизма, и профессионализм. Могу сказать одно: мне невероятно повезло выходить вместе с ней на сцену на протяжении 30 с лишним лет. 

- Я знаю, что группа «Мираж» периодически выступает в тюрьмах и колониях. Зачем вам это? Особенно с такой востребованностью, как сейчас..

- Мы бываем с благотворительными концертами не только в тюрьмах, но и в других местах, где люди нуждаются в наших песнях, но не могут сами прийти к нам на концерт. Мы ездили с концертами в детские дома, госпитали, воинские части, побывали на нашей военной базе в Сирии. Я не вижу причин, по которым мы должны отказываться от таких выступлений. Не всё же меряется деньгами.

- Общались ли вы с кем-то из заключённых во время этих визитов?

- Разумеется, общались. В заключении находятся очень разные люди, в том числе, и те, кто оказался там по глупости или случайно. Например, один мой знакомый музыкант сбил на машине человека. Это трагическая случайность. В западных странах, кстати, за это не сажают, если в действиях не было умысла. У нас за это дают реальный срок. Не берусь судить, хорошо это или плохо, но знаю точно, что тюрьма - это сломанные судьбы. 

«Был период, когда мы расстались с Екатериной, но продолжили работать вместе»

- Вы уже больше 30 лет вместе с солисткой «Миража» Екатериной Болдышевой. Чем Екатерина покорила ваше сердце?

- Всем сразу. Я не могу разложить это на составляющие.

- В одном из интервью вы сказали, что учились выбирать женщин у Александра Сергеевича Пушкина. На кого из пушкинских героинь она похожа?

- Не думаю, что корректно сравнивать современных женщин с героинями Пушкина, равно как и современных мужчин сравнивать с героями произведений того времени - гусарами, помещиками или крепостными. Мы живём в совершенно другой парадигме, мы другие. Могу сказать одно: все женщины, которыми я был когда-либо увлечён, абсолютно разные внешне и по характерам. Я могу точно сказать, что не зациклен на каком-то конкретном типаже. 

- Для вас важно, чтобы женщина была ведомой в отношениях? Могли бы вы быть подкаблучником?

- Никогда не ставил условий в отношениях с женщинами. Мне кажется, вообще какие-то вещи получаются лучше у женщин, какие-то у мужчин. Например, у женщин однозначно получается лучше создавать дома красоту и уют, я согласен на все сто быть в этих вопросах на вторых ролях.

- Вы с Екатериной столько лет вместе, а были ли критические ситуации в отношениях, когда думали даже расстаться? 

- Мы же живые люди, и кризисы тоже случались. Был такой период, когда мы расстались с Екатериной, но продолжили работать вместе. Спустя какое-то время осознали, что не можем друг без друга. Самое главное - никто в коллективе был не в курсе происходящего и никто не заметил этих перетрубаций. Мы не выносим свои проблемы на всеобщее обозрение и обсуждение.

- Как обычно решаете конфликтные ситуации, если бывают?

- Это не конфликты, а разногласия. Если эмоции берут верх, просто даём друг другу время остыть и успокоиться, потом спокойно обсуждаем происходящее.

- В отношениях важно поддерживать страсть, и как вы это делаете?

- Вы знаете, у нас хватает страстей в работе и в жизни вокруг нас. А дома хочется умиротворения и покоя.

«Наш шоу-бизнес больше похож не на индустрию, а на стихийный рынок 90-х»

- Вы как-то говорили, что очаровываетесь, влюбляетесь в людей, с которыми вас сводит жизнь. Кто в последний раз вызывал у вас столь сильные эмоции?

- В последнее время меня всё больше восхищает молодёжь. Я вижу, что это далеко не потерянное поколение, как мне почему-то казалось раньше. Могу сказать, я совершенно очарован молодыми участниками нашей группы: барабанщицей Елизаветой Волковой и звукорежиссёром Денисом Гришковым. Восхищаюсь их невероятной ответственностью, энергией, образованностью и воспитанием. Глядя на них, сам волей-неволей заряжаюсь этой энергий и оптимизмом.

- Как вы считаете, какое будущее ждёт музыкальную индустрию в России ?

- У нас нет индустрии в западном понимании этого слова. И, боюсь, что нет никаких предпосылок для её возникновения. Наш шоу-бизнес больше похож не на индустрию, а на стихийный рынок 90-х: у каждого исполнителя есть директор, который, как это и положено на базаре, торгует своим товаром, всячески расхваливая его и набивая цену. Нет никаких чётких принципов, гарантий и правил. В западных странах концертная работа - это отлаженный механизм, в котором крутятся огромные по нашим меркам деньги. Большие артисты ездят в большие туры, в которых всё чётко распланировано и расписано, где застрахованы риски организаторов и жизни артистов. Это действительно индустрия.

- То есть светлое будущее российский шоу-бизнес не ждёт?

- Честно говоря, нынешняя ситуация не вызывает большого оптимизма. Мы сейчас находимся практически в вакууме. К нам перестали приезжать на гастроли зарубежные звёзды, и это очень печально. Музыканты и прокатчики варятся в собственном соку, а на Западе за это время всё ушло далеко вперёд, и в первую очередь технологически. Для музыканта вообще помимо личных занятий и репетиций невероятно важно посещать выступления актуальных артистов - это мотивирует, развивает, рождает творческие идеи. Очень хотелось бы надеяться, что ситуация изменится.

- Есть ли ещё идеи, которые вам бы очень сильно хотелось осуществить?

- Честно говоря, хотелось бы сделать сериал о группе. История группы «Мираж» как ни у кого другого насыщена событиями, которых бы хватило на несколько сезонов. Самое главное - найти общий язык между всеми сторонами. А это сделать невероятно сложно. Но мы не опускаем руки - нет ничего невозможного, если есть желание и воля.