В "Сатириконе" поставили философскую притчу "Ковчег 2"
Гоша Мнацаканов поставил в "Сатириконе" философскую притчу "Ковчег 2". Это его вторая режиссерская работа в "Сатириконе" после "Елизаветы Бам", посвященной судьбе Хармса. С одной стороны, "Ковчег 2" - о последнем человеке, который остается на Земле после апокалипсиса. С другой - о человеке, который ищет любовь даже тогда, когда кажется, что она ему ни к чему.
О свершившемся апокалипсисе Вася Мухин (Илья Рогов) сообщает буднично - прямо посередине уморительно смешного монолога о людях, которые на остановках стреляют сигареты. Автобусы больше не ходят - и из общественного транспорта на Земле, кажется, осталась только ракета, которая через час должна увезти оставшихся землян на Марс.
Сценографию и костюмы для спектакля создала актриса "Сатирикона" Варвара Маценова - и это ее дебют в качестве художника. Пространство сцены - стена с колючей проволокой, за которой ракета до поры до времени скрыта в тени. На стене - надпись: "Господи, помоги мне выжить". Будущие пассажиры космического корабля собираются вокруг теплой бочки, кучкуются. Первым "на огонек" заглядывает Милиционер (Илья Гененфельд) - добрый молодец с гагаринской улыбкой. За ним - зек Серафим Братов (Иван Канонеров), Шашлычник (Арсен Ханджян), которого легко принять за марсианина, роковая красотка Светлана (Елена Голякова) и ее супруг-недотепа Игорь с горой чемоданов (Ульяна Лисицина). Наконец, появляется и самодостаточный Мужчина (Константин Новичков).
В спектакле много шуток, гэгов, пародий на стереотипы из мелодрам и бородатых анекдотов. Но за веселой суетой осадочек - тревожный: как это, оставить раскуроченную Землю навсегда, забыть про все и улететь на Марс без обратного билета. Страхи свои герои прячут за смешками. Стреляют Васины сигареты, делают шашлык на посошок из крыс - а больше не из чего.
Вася похож на "зумера" или "миллениала" на семейном празднике - не балагурит со всеми, шашлыки ему неинтересны, сплетничать не хочет и вообще жалеет, что сидит тут со всеми. Когда же горе-переселенцы затевают драку, он осознает - что лучше никуда с такими не лететь, а остаться в одиночестве на Земле.
Но в планы Васи вмешалась любовь. Вся такая внезапная, противоречивая вся - Ева (Софья Щербакова) опаздывает на рейс. Васе она нравится уже тем, что не просит у него сигарет. Болтает без умолку, перечисляя все, ради чего стоит остаться на этой планете: например, обойти все кухни мира и построить в своей квартире самую лучшую. Или чтобы исполнить давнюю мечту и спеть в городе на центральной площади.
В спектакле много шуток, гэгов, пародий на стереотипы из мелодрам и бородатых анекдотов. Но за веселой суетой осадочек - тревожный: как это, оставить раскуроченную Землю навсегда?
Влюбленный Вася проводил ее до ракеты и даже дал послушать свою любимую песню. Его "плейлист" вплетается в музыкальное оформление спектакля: от The End группы The Doors до "Летнего дождя" Игоря Талькова.
Для новой жизни на Марсе ничего земного не нужно. Герой Ильи Гененфельда узнает, что там не нужны милиционеры, и запускает погоны в небо (там появилось больше звезд). Сцены с Шашлычником и зеком Серафимом почти физически мучительны. Но... на другой планете начинается все то же самое. Те же проблемы.
57-летнего капитана корабля Персея Ивановича играет Алина Доценко, ее герою никак не удается выговорить слово "любовь". Замечательная сцена - "инопланетное" объяснение в любви Персея Ивановича и бортпроводницы-стюардессы Андромеды (Полина Райкина). Когда в финале первого акта огромная ракета с будущими переселенцами с грохотом поднимается к небу, зрители видят лишь ее роскошный огненный след - невероятно зрелищно.
Во втором акте Вася, уже на фоне своего маленького чудного однокомнатного домика, пытается справиться с грузом внезапно свалившегося на него одиночества - оказывается, даже без людей на Земле жить совсем непросто. С ним на планете остались роботы, брошенные марсианами, - они играют в карты и поливают яблоню бензином. Воображение рисует Васе, как бы ему жилось, если бы его Ева внезапно вернулась. В этих трогательных сценах Ева в исполнении Софьи Щербаковой кажется одновременно и мечтательной, и вполне рациональной. Вася учится спорить, заботиться и находить общий язык.
В спектакле много иронии - и совершенно нет цинизма. Герои могут вдруг заговорить цитатами из Чехова или Шекспира. В каких-то сценах зрители легко узнают эпизоды "Терминатора" или "Пятого элемента". А в открытом финале у Васи все же появляется возможность задать уже настоящей Еве самый главный вопрос - согласна ли она на самом деле остаться с ним на всю жизнь?