Андрей Максимов о "Задворках": Панков создал на сцене образ Захарова

Из всех возможных вариантов начала новый художественный руководитель "Ленкома Марка Захарова" Владимир Панков выбрал самое мудрое (но и самое ответственное): он решил попросить благословения у самого Марка Анатольевича. Получилось у него или нет - судить не нам. Но Панков все сделал максимально талантливо и абсолютно честно.

Андрей Максимов о "Задворках": Панков создал на сцене образ Захарова
© Российская Газета

"Задворки" - так называлось представление в "Ленкоме", посвященное дню рождения Марка Анатольевича. "Задворки" придумал Александр Абдулов. То были невероятные концерты, которые происходили действительно на задворках театра. Билеты на них стоили дороже, чем на спектакли, потому что весь сбор шел в пользу церкви, что находится рядом с театром. Церковь отреставрировали. В ней отпевали Абдулова.

"Задворки" - это не просто хороший концерт, но действо с каким-то высоким смыслом. Сегодняшний "Ленком" такой смысл нашел: день рождения своего многолетнего лидера.

В "Ленкоме" всегда было что-то электрическое: ток страсти, искра риска, гул настоящей жизни. Ленкомовская сцена способна резонировать с тем, что в человеке не играет, а болит. "Ленком" Захарова умел соединять несоединимое: пафос и иронию, романтику и цинизм, высокое и бытовое. Это был театр, где можно одновременно плакать и смеяться, где за шуткой всегда стояла мысль, а за трагедией - человеческое тепло.

Где-то в середине действа я подумал, что "Ленком" - это не просто театр, но, если угодно, - состояние души. Можно проще: нужно иметь определенное состояние души, чтобы понять "Ленком". Был такой театр? Владимир Панков не согласен с прошедшим временем: да, такой театр был, но такой театр и будет. Как режиссер-постановщик действа, он доверяет ведение вечера той, единственной, пожалуй, актрисе, которая имела право это делать. Народная артистка России и дочь. Александра Захарова.

"Задворки" - это не просто хороший концерт, но действо с каким-то высоким смыслом

Александра Марковна справляется со своей задачей блестяще. "Задворки" превращаются в воспоминания дочери об отце и маме. То, что Захарова говорит о своей маме, Нине Тихоновне, имеет особую ценность. Эта женщина всегда находилась в тени своего знаменитого мужа, но если бы не она - Марк Анатольевич вряд ли бы стал тем, кем он стал.

Но не только о семье вспоминает актриса, но и о времени. Том времени, которое пыталось уничтожить Захарова: два запрещенных спектакля - это не шутки! Битву со временем ведет любой настоящий художник: вряд ли вы найдете эпоху, которая помогала гению состояться. Не все выдерживают эту битву - Захаров победил. Его фильмы и спектакли, с одной стороны, конечно, отражали время, но с другой, боролись с душным бездушием его эпохи.

"Задворки-2025" начинаются с живой белой лошади из "Поминальной молитвы". Трудно отыскать более нежное существо, чем огромная большеглазая лошадь. Очень ценно в новых "Задворках" для меня то, что в конечном счете этот яростный мощный спектакль получился очень нежным. Может быть, из-за того, что стержень всей этой истории - дочь, рассказывающая про родителей. Возможно, потому что нежность присутствует во всех спектаклях и фильмах Захарова. А может статься, по какой-то иной, понятной режиссеру, но не ясной для нас, зрителей, причине, но когда в финале голос Андрея Вознесенского прочел знаменитое: "Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу", - я понял, что смотрел действо про любовь, добро и созидание. В конечном итоге и жизнь Марка Анатольевича была про любовь, добро и созидание.

Владимир Панков поставил "Задворки" не как лекцию, не как некий последовательный хронологический рассказ, а как мощное, эмоциональное высказывание. Антон Шагин читает собственное стихотворение (замечательное, кстати); Дмитрий Певцов поет Высоцкого; Олеся Железняк зажигает в знаменитой песне "Проснись и пой" из знаменитого спектакля Ширвиндта и Захарова, поставленного еще в Театре сатиры; Анна Якунина читает интервью Инны Чуриковой; а Максим Аверин - стихотворение Евтушенко; Сергей Степанченко поразительно поет Окуджаву, а потом, вместе с Иваном Агаповым, - знаменитое "Уно моменто", которое подхватывает весь зал; артисты разных поколений и разной степени звездности играют фрагменты спектаклей и фильмов Захарова. Сумбур какой-то. Нет?

Панков сделал, казалось бы, невозможное: вместе с актерами "Ленкома" он создал на сцене образ Захарова

Нет. Да, никакой системы, никакой хронологии... И это - прекрасно! Марк Захаров - вихрь, неостановимый поток таланта, юмора и глубины. И глядя действо, посвященное ему, не стоит спрашивать: "Почему фрагмент этого спектакля есть, а этого нет? Почему того человека вспомнили, а другого нет? Почему этот актер или актриса участвуют, а кто-то нет?"

Вихрь ассоциаций, страстей, эмоций... Мимо кого-то он пролетел, кого-то задел, кого-то - не со зла! - не заметил. Панков сделал, казалось бы, невозможное: вместе с актерами "Ленкома" он создал на сцене образ Захарова. Понимаете? Не биографию рассказал, не вечер воспоминаний сотворил, а создал образ мастера.

Думаю, не мною одним в зале ощущалось почти физическое присутствие мастера - присутствие человека, который всю свою жизнь вложил в этот театр. И никуда просто так деться не может. "Задворки" сделаны с бесконечным уважением к Марку Захарову. И это, быть может, самое главное.

Владимиру Панкову нелегко. От него хотят взаимоисключающих, казалось бы, вещей: и чтобы традиции Захарова продолжал, и чтобы свой театр делал.

"Задворки" показали, что это возможно. "Ленком" словно задышал. С особым нетерпением будем ждать продолжения.