«Вы красивее, чем о вас говорят»: Секретное признание Клаудии Кардинале в Москве, о котором она попросила молчать
Ушла из жизни знаменитая итальянская актриса Клаудия Кардинале. У нас ее обожали — звезда экрана неоднократно бывала в СССР. А в 60-х она снималась в международном проекте — фильме «Красная палатка» режиссера Михаила Калатозова.
Об одном из визитов Кардинале в 2002 году, когда она презентовала здесь восьмой том Всемирной истории человечества под названием «Россия», «МК» рассказала актриса и автор сценария документального фильма, выпущенного под эгидой ЮНЕСКО, «История человечества» Виктория Лазич.

«У меня было три счастливых дня с Клаудией. Я должна была подарить ей этот праздник, показывая Москву, но для меня это была непередаваемая радость. Ведь я выросла на ее фильмах», — рассказывает Виктория Лазич.
По воспоминаниям Виктории, Кардинале была еще и умнейшей женщиной. «Разумеется, ведь 23 года назад она к нам приезжала именно как посол ЮНЕСКО. Это был визит политического значения. Вокруг нее вилась вся наша научная и культурная элита, признавались ей в любви и восхищались ее творчеством и красотой. Кардинале действительно была потрясающая».
«Вы красивее, чем о вас говорят»
Кстати, в 1967 году во время первого приезда Кардинале в Советский Союз ее переводчиком был уже мой хороший знакомый, друг Высоцкого, переводчик с итальянского Давид Карапетян, к сожалению, уже ушедший из жизни.

Позже он с удовольствием вспоминал об этом периоде жизни. «Сюжет фильма касался спасения полярной экспедиции Нобеле. Наша страна придавала этой совместной ленте очень высокий статус. На официальных документах стояла подпись Алексея Косыгина. Кандидатов в съемочную группу отбирали как первых космонавтов».
Вместе с итальянкой Кардинале в фильме снимались англичанин Питер Финч и будущий агент 007 шотландец Шон Коннери. Так как проект был распиаренный, то брали в него только самых-самых. «А Клаудия Кардинале для наших людей была недосягаемой мечтой, как Ален Делон, только женщина. Она работала с лучшими режиссерами своего времени — Феллини, Висконти. И, конечно, все ломились в кинотеатры, когда шел «Однажды на Диком Западе».
«Меня утвердили вторым переводчиком. Мысленно я уже бегал по коридорам «Мосфильма» и участвовал в арктической экспедиции. Но тут все застопорилось. Телефон молчал. Я понимал, что все не просто так и все решается через КГБ. А так как у меня первая жена была француженка, подруга Марины Влади Мишель Кан, я был непроходной и невыездной, съемки же предполагали поездку в Италию. Если бы не Высоцкий, меня бы так и не пропустили по анкетам. Именно Володя, случайно встретившись в поезде с директором картины Владимиром Мароном, знакомым ему по «Карьере Димы Горина», попросил все-таки пригласить меня».
У Карапетяна осталась фотка, где он обнимает Клаудию Кардинале на Красной площади. Короткая стрижка, стиль мини, почти без косметики. Совсем не звездная на первый взгляд.
Клаудии тут всего 28 лет. Давид Саакович вспоминал, что в общении она была простой, и поэтому работать с ней оказалось легко. А лучше всего о Кардинале было сказано в фильме «Леопард», где ее партнером стал тот же Делон. «Вы красивее, чем о вас говорят».
Поездка на автомобиле Горбачева
Еще один раз Кардинале побывала в нашей стране в начале нулевых, когда от могущества и величия прежней сверхдержавы уже ничего не осталось. Но сама Клаудиа по-прежнему оставалась на вершине олимпа, только уже в другой ипостаси, как посол Доброй воли ЮНЕСКО. Рассказывает актриса и сценарист Виктория Лазич.
— С ней была взрослая дочка, которую тоже звали Клаудия. Единственное, актриса сразу попросила: пожалуйста, никаких журналистов и никаких интервью. Мне доверили сопровождать Клаудию с дочерью все три дня, что они находились в Москве. Я показала ей лучшие достопримечательности, на тот момент недавно открывшийся храм Христа Спасителя, еще у нее была личная встреча с тогдашним министром внутренних дел Игорем Ивановым.

— А вам она как показалась?
— Клаудия очень хотела увидеть артистический мир Москвы, тем более она была и до этого лично знакома с некоторыми нашими деятелями искусств. И вот я решила отвезти ее в ресторан к Арчилу Гомиашвили, который тогда гремел. Ведь там собирались знаменитые русские артисты, грузинская интеллигенция. Естественно, ресторан был с национальной кухней. Приезжаем, и вдруг выясняется, что Арчил недавно сдал его итальянцам и там все переделали на итальянский манер, включая рыбное меню. Вышло немного неудобно, будто бы Клаудия снова попала в Италию. Но все очень быстро удалось исправить, дозвонились известным актерам, заиграла грузинская музыка, и актриса была просто счастлива, особенно ее радовало, что не было никого, кто задавал бы ей лишние вопросы. Я поняла, что она очень ценит конфиденциальность и комфорт. Помню, для поездок по Москве нам предоставили автомобиль Михаила Сергеевича Горбачева. Он был пуленепробиваемый и с охраной. Как-то едем, и звонит уважаемая Элла Панфилова. Она тоже хотела представить Клаудии какого-то своего друга. С ней в те дни мечтали встретиться многие, на банкет по случаю презентации книги «История человечества» собралась российская элита больше 100 человек. Мероприятие должно было подчеркнуть единение науки, культуры и международного сотрудничества под эгидой ЮНЕСКО.

— Мне кажется, что для наших людей Клаудия Кардинале еще и олицетворяла их молодость, свободу и романтику 60-х…
— Может быть. Но для меня поездки с ней тоже были своего рода праздником, но и серьезной ответственностью. Программа была столь насыщенная, а мы так нагулялись, что в результате кинозвезда опоздала на свой рейс на самолет. Я очень расстроилась, а она обняла меня и говорит: «Не переживай. Мне было очень хорошо здесь с вами. Если бы мне было плохо, то я бы точно следила за временем и не опоздала». И это было так трепетно сказано, что ее нельзя было не любить.