А могли бы спасти. Как трагически ушел Папанов, забрав «на тот свет» Миронова

Ранним утром 5 августа, под палящим солнцем, Анатолий Дмитриевич вернулся в столицу из Карелии. Там завершились съемки его последней работы – фильма Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего...». С собой он привез внушительный гонорар – 9000 рублей. Сумма по тем временам – астрономическая.

А могли бы спасти. Как трагически ушел Папанов, забрав «на тот свет» Миронова
© runews24.ru

Между прочим, эту пронзительную роль Копалыча, которую поистине можно назвать одной из самых ключевых в творчестве артиста, он мог и не исполнить. Из-за своей супруги Надежды Каратаевой, которая часто вычитывала сценарии, отсеивая все, на ее взгляд, неподходящие.

«Какое-то лето, рецидивисты...» — так она отозвалась о знаменитом фильме.

Но Папанов, словно предчувствуя исключительность этой работы, согласился. Но тогда он не мог и подумать, что эта пронзительная роль станет последней, и что слова его героя в финальном кадре — «Хочется ещё пожить, поработать» — прозвучат словно прощание.

Интересно, что на тот непростой момент Анатолий Дмитриевич переживал период некоторого затишья в своей кинокарьере. Как и многие артисты, он очень сетовал на то, что может быть забыт. Слава для него была дорога, в хорошем смысле этого слова, особенно учитывая тот факт, что всенародная известность пришла к нему уже в зрелом возрасте, после сорока.

Папанов очень любил и ценил признание публики и, конечно же, уважение и внимание кинематографистов. Так что Папанов решил лично ознакомиться со сценарием «Холодного лета», после чего дал Александру Прошкину свое согласие.

В тот роковой день, вернувшись со съемок в столичную квартиру на Большой Бронной, он обнаружил ее пустой: супруга Надежда находилась на гастролях, а дочь с зятем уехали на дачу. По пути он заглянул в магазин за продуктами, и перед тем как зайти домой, ему предстояло отключить сигнализацию в жилище.

По пути актер встретил сантехника, который рассказал, что горячую воду в доме еще не подключили.

К слову говоря, знаменитого актера нельзя было напугать холодной водой. Более того, ходили слухи, что он увлекался даже моржеванием. Словом, он старался придерживаться здорового образа жизни: на даче он катался на велосипеде с дочерью, а также увлеченно играл в бадминтон и настольный теннис. Здоровый нрав и спортивную форму нельзя было не заметить: так, в фильме «Отцы и деды» Папанов буквально бегал, словно профессиональный спортсмен!

Итак, безо всяких дурных предчувствий Анатолий Дмитриевич направился в ванную комнату и встал под струю холодной воды, которую, по сути, можно было назвать ледяной – именно такая льется из крана при отсутствии горячего водоснабжения. Да и выбора, по сути, у него не было: ведь надо было привести себя в порядок и отправляться на гастроли в Ригу.

Но волей судеб и из-за стечения странных обстоятельств, ни коллеги, ждавшие Папанова в Латвии, ни зрители, купившие билеты на спектакли с его участием, больше так и не увидели любимого артиста на сцене. 

Никого не было рядом

Супруга Надежда Юрьевна, не дождавшись звонка, начала волноваться и связалась с дочерью, которая тут же отправила своего мужа в Москву. Сигнализация на квартире оказалась отключена, но дверь никто не отворил. В итоге зятю пришлось проникать в жилище через балкон соседней квартиры.

Тело актера было найдено в остывшей ванной. Врачи постановили: Анатолий Папанов, который, на первый взгляд, не страдал от серьезных сердечных недугов, скончался от сердечного приступа. Позже медики, анализируя случившееся, сделали вывод, что артиста можно было бы спасти – если бы рядом кто-то оказался. Однако всенародно любимый актер остался наедине с бедой.

В театр, не сочли возможным прервать гастроли в Риге. Во всяком случае, художественный руководитель «Сатиры» Валентин Плучек принял решение не отзывать труппу в Москву для участия в похоронах одного из ведущих актеров. Так и вышло, что на церемонии прощания почти не было коллег Анатолия Дмитриевича. Более того, гроб был установлен в фойе, а не по традиции в зрительном зале, где тогда велись ремонтные работы.

Эта ситуация оставила горький отпечаток на душе супруги Папанова на всю оставшуюся жизнь. К тому же, из квартиры исчезли 9000 рублей — тот самый гонорар, полученный за роль Копалыча. Надежда Юрьевна пережила мужа на 30 лет, но так и не смогла дать себе шанс стать счастливой с другим человеком – уж слишком они с Анатолием Дмитриевичем любили друг друга.

 

Огромная очередь на прощание...

В день, когда Анатолий Папанов планировал выйти на сцену в Риге, спектакль с его участием отменился. Его место занял творческий вечер Андрея Миронова. И вот ведь роковое совпадение произошло в тот вечер: спустя всего три дня после похорон Папанова, во время представления «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Рижской опере, Андрей Миронов внезапно потерял сознание прямо на сцене.

Еще одного народного любимца экстренно госпитализировали с обширным кровоизлиянием в мозг. Врачи два дня отчаянно боролись за жизнь 46-летнего артиста, но спасти его не удалось. Андрей Миронов так и не пришел в сознание, покинув этот мир 16 августа.

«Папанов забрал с собой», – шептались поклонники.

Интересно, что этих двух выдающихся артистов все привыкли видеть вместе на сцене и в фильмах, но вот в реальной жизни Папанова и Миронова не связывали дружеские отношения. Анатолий Папанов обрел вечный покой на Новодевичьем кладбище, Андрей Миронов — на Ваганьковском.

Невзирая на знойную погоду тех дней и отсутствие коллег по сцене, попрощаться с Анатолием Дмитриевичем пришло огромное количество простых людей – очередь протянулась до самой станции метро «Пушкинская». Народная любовь к артисту была безгранична – и это было самым важным моментом. Настолько, что до сих пор 7 августа многие преданные поклонники приходят на Новодевичье кладбище, чтобы почтить память великого актера.