Особенно показательна история Татьяны Лазаревой, внесенной Минюстом РФ в реестр иноагентов. Некогда популярная юмористка, сделавшая карьеру именно в России, в самом начале событий 2022 года поспешила записать несколько скандальных видео. В них она не стеснялась в выражениях, оскорбляла российских военных и призывала жертвовать деньги украинским формированиям.
Результат не заставил себя ждать — Лазареву внесли в реестр иноагентов, затем в перечень экстремистов и террористов. Возбудили уголовное дело об оправдании терроризма. Но самое интересное началось позже.
В 2024 году, давая интервью украинской журналистке, экс-телеведущая неожиданно призналась:
«Я не исключаю, что я туда вернусь, естественно, вернусь, я хочу этого и мечтаю».
Оказывается, жизнь в солнечной Испании не такая сказочная. В июле этого года Лазарева открыто заговорила о финансовых проблемах. А заочный арест за уклонение от выполнения обязанностей иноагента окончательно поставил точку в её возможном возвращении.
У Лазаревой начались серьёзные проблемы с алкоголем. Что неудивительно — когда понимаешь, что сжёг мосты, а новая жизнь оказалась иллюзией, остаётся только топить горе в бутылке.
Не менее показательна история скандального рэпера Алишера Моргенштерна (признан Минюстом иноагентом в России). Валеев, как его зовут по паспорту, тоже поторопился покинуть страну в 2022 году. Обосновался в Эмиратах, продолжал эпатировать публику, но постепенно понял — аудитория теряется, а деньги не текут рекой.
В 2024 году рэпер назвал прошедший год худшим в своей жизни. Лечился в реабилитационных центрах, начал сводить провокационные татуировки с лица. Явные признаки попыток «переформатироваться».
Даже активисты движения «Зов народа» обратились к главе Следственного комитета с просьбой снять с артиста статус иноагента. Видимо, процесс «покаяния» набирает обороты.
Правда, пока что Моргенштерн вынужден подрабатывать на корпоративах — недавно ему предложили выступить на дне рождения собаки за 150 тысяч евро. Достойное применение таланта для человека, который когда-то собирал стадионы.
Народный артист России Александр Филиппенко в 2022 году перебрался в Литву вместе с семьёй. Казалось бы, статусный актёр с богатой фильмографией должен найти себе применение в «европейской культуре».
Но не тут-то было. Уже в прошлом году Филиппенко в эфире «Дождя» заявил, что не считает своё пребывание за границей окончательным. По его словам, он с семьёй может принять решение о возвращении в Москву и до сих пор не потерял на это надежды.
Видимо, литовский театральный мир оказался не так восторжен русским народным артистом, как ожидалось.
Рок-звезда Земфира Рамазанова (признана Минюстом иноагентом в России) также покинула страну в феврале 2022 года, перебравшись в Париж с Ренатой Литвиновой. Но и здесь не всё гладко — поползли слухи об их ссоре и возможном возвращении Литвиновой в Москву.
Интересно, что несмотря на отъезд, за певицей сохраняется статус индивидуального предпринимателя в сфере искусства. В Москве ей по-прежнему принадлежит недвижимость. Случайность? Вряд ли.
Активист Виталий Бородин сообщил, что в 2025 году в России началась настоящая «кампания по обелению репутации беглецов». И Земфира, похоже, рассчитывает попасть в этот список.
Данила Козловский оказался самым дальновидным из всей этой компании. Актёр хоть и публиковал неоднозначные посты в начале событий, но особо не жёг мосты. В 2023 году он гастролировал по Европе со своим проектом Frank, а в 2025 году уже вернулся в Россию.
Более того, Козловский даже перевёз в страну из США свою пятилетнюю дочь. Премьера спектакля с его участием назначена на это лето. Видимо, актёр понял простую истину — карьеру лучше делать там, где тебя знают и ценят.
Юмористка Екатерина Варнава после разрыва с мужем-режиссёром металась между Арменией и Кипром. На Кипре пытается снимать какой-то мини-сериал и запустила кабаре-шоу, которое, мягко говоря, не пользуется особым спросом.
Но самое интересное — в начале лета Варнава опубликовала снимки, сделанные в одном из московских отелей. Официально она не объявляла о возвращении, но факты говорят сами за себя. Видимо, кипрские гонорары не сравнимы с московскими корпоративами.
История этих «звёздных беглецов» наглядно показывает простую истину — карьеру в шоу-бизнесе невозможно построить на пустом месте. Особенно когда ты уже не молод и твоя популярность была завязана на конкретной культурной среде.
На Западе никому не нужны русские юмористы с их специфическим юмором. Европейские продюсеры не будут вкладываться в незнакомых артистов из России. А местная публика попросту не понимает культурных кодов, на которых строилась их прежняя популярность.
В результате вместо триумфального покорения «цивилизованного мира» получается грустная картина — бывшие звёзды влачат жалкое существование на чужбине, мечтая о возвращении домой. Но мосты уже сожжены, репутация подпорчена, а уголовные дела никуда не делись.
Остаётся только сводить провокационные татуировки, лечиться от алкогольной зависимости и надеяться на снисхождение. Ведь как говорится, дома и стены помогают. Только вот дом-то они сами и покинули, громко хлопнув дверью.