Уральская компания, которая продавала на маркетплейсах шоколад с названием "Выпьем за любовь", понесет ответственность перед правообладателем торговой марки.
Компания стала ответчиком в Арбитражном суде Свердловской области. К делу подключили даже певца Игоря Николаева. Он участвует в разбирательстве как третье лицо.
Плитка молочного шоколада, которая вызвала шквал эмоций и обсуждений среди юристов и обывателей, до сих пор продается на полках некоторых онлайн-магазинов. Товар как правило значится в разделах: "Вкусные подарки", "Подарки на день рождения". Покупателя привлекает невысокой ценой и нестандартный дизайном упаковки. Фраза "Выпьем за любовь" размещена над комичным изображением рыжего кота, который отдаленно похож на автора шлягера.
Согласно материалам дела, товарный знак "Выпьем за любовь" принадлежит Игорю Николаеву, он является официальным правообладателем. И соответственно его права охраняет закон. Еще в марте прошлого года артист и частная компания заключили лицензионный договор, который давал право использовать эту яркую запоминающуюся фразу в коммерческих целях. И вот эта самая фирма и подала иск к уральцам, которые выставили на продажу шоколад без всяческих лицензий и соглашений. Правообладатель даже провел контрольную закупку на маркетплейсе, а заодно сделал скрины, подтверждающие сделку. В итоге в суде компания запросила с торговцев 250 тысяч рублей.
По мнению адвоката Михаила Белозерова, подобного рода иски - не редкость в юридической практике. И это связано с тем, что предприниматели в целях привлечения внимания к своему продукту используют известные фразы или изображения. Кстати, в качестве товарного знака может быть зарегистрировано не только слово или фраза, но и изображение, логотип, музыка и даже конкретный цвет.
"В целом исходя из судебной практики, за использование чужого обозначения, которое зарегистрировано в качестве товарного знака, действующее законодательство предусматривает несколько видов финансовой ответственности. Первое - взыскание компенсации от десяти тысяч до пяти миллионов рублей (в зависимости от характера нарушения). Либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых размещен товарный знак. И в этом случае наказание применяется, если изъята вся партия дорогостоящей партии. При этом размер такого наказания суд не может снизить, в то время как при в первом случае суд сам устанавливает размер компенсации исходя из конкретных обстоятельств", - отметил эксперт.
В деле уральской компании суд отметил, что согласно пункту 1 статьи 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности предоставляет лицензиату право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. У компании, которая фигурирует в качестве ответчика, такого права нет. Суд пришел к выводу, что фирма действительно реализовывала товар с нарушением.
Сравнительный анализ показал, что с учетом общего восприятия, цветовой гаммы, характерных черт персонажа на упаковке-обертке, изображение тождественно тому, что принадлежит истцу по исключительному праву. При этом суд принял во внимание, что как только компания получила претензию от правообладателя, она тут же сняла товар с продажи и заблокировала карточку на маркетплейсе.
В итоге суд постановил назначить штраф в размере пять тысяч рублей в качестве компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, а также частично средства, которые истец потратил для контрольной закупки. У сторон есть время для обжалования решения в высшей инстанции.