Парадоксы и причины жить: в Самаре показали программу хореографических спектаклей
Первый фестиваль "Круг лиц" прошел в 2021 году в ДК "Металлург". С тех пор он стал ежегодным и обосновался в КРЦ "Звезда". Программа обычно делится на дневную с мастер-классами и вечернюю с хореографическими спектаклями. На этот раз танцевальная компания "Река" провела фестиваль за счет собственных средств и даже объявляла сбор донатов. Несмотря на трудности, двухдневная структура с прошлого года сохранилась. В первый день танцевальная программа прошла в камерном пространстве "Новый сад". И уже во второй день участники и зрители переместились в "Звезду". Приехали два известных коллектива с длинной историей - Челябинский театр современного танца и "Каннон Данс" из Санкт-Петербурга. Уральский коллектив показал работу Татьяны Крицкой и Рафаэля Тимербакова "Икигай" в авторском исполнении. Танцовщики - один в белом, другой в черном - под монотонную музыку Елизаветы Неволиной в течение получаса пробовали разные способы пластического взаимодействия в паре. Иногда их раскачивающаяся композиция один в один напоминала черно-белый символ "инь и ян". В какой-то момент по ходу спектакля они облачились в халаты противоположного цвета, и взаимодействие усложнилось переплетением поясов, а к картинке добавлялись разлетающиеся полы костюма. "Икигай" в переводе с японского - "причина жить". Хореографы предлагают зрителю подумать над проблемой доверия к избранному пути. Можно ли выбрать его раз и навсегда? Можно ли забыть и отказаться? Или обновиться и начать все с чистого листа, оставив позади очень длинную дорогу? "Парадоксы" для танцевальной компании "Каннон Данс" поставила хореограф Суджон Ким из Южной Кореи. В превью к этой работе автор рассказывает, что хотела отразить в ней парадоксальную часть своей картины мира. Например, "парадокс свободы", по ее мнению, в том, что подлинная свобода - не то, чем она кажется. А парадокс любви - в том, что она эгоистична и альтруистична одновременно. Самарские зрители увидели спектакль, состоящий из разнообразных номеров. Начинают его смешные персонажи, напоминающие птиц, в чепчиках, темных очках и деловых костюмах с асимметричными юбками. В таком виде они исполняют то "Вальс снежных хлопьев" из "Щелкунчика", то вариации на тему танца маленьких лебедей. Иногда поют, иногда читают монологи о том, что искусство - это труд. Завершается действо освобождающим первобытным танцем в одних топиках и юбках. Ульяна Чепурина из Воронежа показала сольную работу "Тело свободы", вдохновленную песнями Нины Симон и художественным исследованием Оливии Лэнг "Тело каждого. Книга о свободе" (18+). Под вокал и даже под отрывок из интервью Симон танцовщица в вертикальном столпе света с помощью своего тела "рассуждала" о свободе, границах и страхах. Танцевальный язык этого произведения основан на fighting monkey - подходе к движению, который использует методологию боевых искусств. Танцевальная компания "ЯТеатр" из Москвы привезла самую пронзительную работу фестиваля - спектакль "Колыбельная для Маяковского". Александр Исаков и Виктория Янчевская показали танец, на который их вдохновила история жизни поэта, а точнее, известная история про любовный треугольник в его биографии. На самом деле это интимный и рискованный (иногда в прямом физическом смысле) спектакль под музыку Анны Март о драматичном взаимодействии в паре, где из раза в раз повторяются одни и те же паттерны и кто-то все время хочет выскочить, но раз за разом возвращается. Финальный эпизод оказался почти трюковым. Мужчина, габаритами сильно превосходящий партнершу, вдруг совершил тот же кульбит, который до этого проделывала она: запрыгнул ей на плечи и "обвился" всем телом вокруг шеи. Танцевальная компания "Река" показала на своем фестивале две работы. Миниатюра "Час перед рассветом" в постановке Ольги Лабовкиной с помощью пластики тел и надувных матрасов создавала состояние беспокойного сна. Второй номер "Дайте шоу" стал ироничной саморефлексией на тему "Круга лиц". После нескольких танцевальных комбинаций включился голос Андрея Разживина. Создатель танцевальной компании и фестиваля рассуждал о том, что современный танец в Самаре популярен не настолько, чтобы можно было легко собрать большой зал. У профессионалов из этой сферы часто нет возможности попасть на фестивальные показы в нужный день, а для обычного зрителя танцевальный текст бывает сложным и непонятным. Не концерт Анны Асти и не "Шоу под дождем" (сохранены авторские сравнения). После этих слов коллектив начал снова повторять проигранные комбинации. Закадровый голос взялся объяснить, где происходит "взаимодействие на причинно-следственных связях", где соло, а где "три фиксированные точки из выученного ранее хореографического текста". После чего сам же с иронией уточнил, стало ли публике понятнее. Видимо, для удовлетворения тех зрителей, которые все-таки лучше бы сходили на Асти (сомневаюсь, что такие в зале были), остаток миниатюры прошел под хит этой певицы. Несмотря на сокрушения организаторов, фестиваль они вытягивают в пятый раз, за что им большое спасибо. И зал тоже каждый раз заполняется. Пусть и не с таким ажиотажем, как на названных шоу. - Каждый год мы пытаемся знакомить наших зрителей с разным танцем, разными городами, разными коллективами, - говорит Разживин. - И каждый раз стараемся подняться для самих себя на ступенечку выше. Была бы возможность, можно было бы разгуляться и дня на три. Но мы стараемся соответствовать времени: все дозированно, не затянуто, недолго. И тепло.