"ГогольИлИАда" в театре "Ленком". Режиссёр Игорь Миркурбанов.

Что "ГогольИлИАда" – очень необычная постановка, было известно заранее. (Кстати, к древнегреческом эпосу "Илиада" она никакого отношения не имеет. Трою в ней не берут, деревянных коней на сцену не выводят, яблоки раздора не раздают). Режиссер не скрывал, что будет делать микс из целого ряда произведений Гоголя. За основу взят "Ревизор", но немало элементов из "Записок сумасшедшего", "Носа", "Мертвых душ", "Портрета". Интересно. И спектакль начинается с пролога, где Гоголь и Пушкин иронично подкалывают друг друга, размышляя о судьбе своих нетленок, в том числе, и в наше время. В общем, страшный сон школьной учительницы литературы. Одобряем. Все, что происходило дальше, очень сильно напоминало очередную постановку Константина Богомолова. Это и не удивительно, Игорь Миркурбанов один из самых любимых актеров Богомолова, сыграл множество ролей в его спектаклях. Но одно дело играть в спектаклях режиссера, а другое дело – ставить в его стиле. С одной стороны – это современное прочтение классики, много юмора, много отсылок к тому, что окружает нас прямо сейчас. И плюс – микс из разных произведений. Например, Хлестаков – это певец в стиле Шансон по имени Нос (с прямым намеком, что Нос = Лепс). Городничий в самом начале читает "Записки сумасшедшего", начиная с того момента, как героя привозят в "Испанию". И так далее. Опять же, подобные приемы крайне характерны для Богомолова. С другой стороны – отсутствие главной мысли в спектакле. У Богомолова, напротив, она присутствует всегда. Мы отлично понимаем, для чего и почему он осовременивает ту или иную классическую пьесу. Можем соглашаться с режиссёром, можем не соглашаться. Но отрицать, что идея есть – глупо. Здесь идеи нет. Режиссер рассуждает о том, что речь идет о покаянии. Возможно, да. Покаяться оно всегда хорошо. И в спектакле проскакивают эти нотки, но где-то на очень дальнем плане. Если бы не прочитал аннотацию к спектаклю с высказыванием режиссёра, мог бы и не догадаться. Хотя атмосфера интересная. С самого начала создается впечатление – герои Гоголя находятся в чистилище. И мое впечатление подтвердила песня Городницкого "Атланты", которая исполнялась героями прямо как на концерте инфернального проекта "Песни нашего века". И это меня реально повергло в полный экстаз. Не скрою, когда я впервые услышал "Атлантов" много лет назад – я был уверен, что всадники Апокалипсиса будут спускаться на землю именно под эту песню. И вообще – это гимн Ада! (Как позже выяснилось, не я один так думаю. Таких людей немало). И вот она звучит! В адском антураже! Браво! Удивительно, как точно Игорь Миркурбанов понял этот момент и этот потаенный смысл творения Городницкого. Да! Только за эту песню в этом контексте ему можно давать звание "Заслуженного Пророка". В данном случае мы с режиссером однозначно на одной волне. Давно не чувствовал такого единения мыслей. Впрочем, это был самый яркий момент спектакля. Все остального достаточно статично. Чем-то напомнило начало спектакля "Р" Юрия Бутусова в театре Сатирикон. Но у Бутусова актеры просто сидели на стульях – ничего не делали, но между ними чувствовалась взаимосвязь. Это были сложные мизансцены. Здесь – если актер не говорит, он почти всегда статист. Да, в спектакле немало шуток, некоторые из них достаточно смешные. Но все равно понимаешь – режиссер не дотягивает ни до уровня Богомолова, ни, тем более, до уровня Бутусова. Все это слишком разрозненно, нет "скрепы". И это грустно. В итоге – видим просто эксперимент по скрещиванию "коня" и "трепетной лани". Почему? А просто так. Я не советую вести на этот спектакль школьников по двум причинам. Во-первых – артисты много курят на сцене, во-вторых, слишком ядреный микс. Для школьников, которые еще плохо знают творчество Николая Васильевича, будет полное непонимание. Учителям долго придется объяснять, что в "Ревизоре" не было ни Поприщина, ни майора Ковалева, ни Чичикова. Режиссёру двойку не поставят, а школьникам легко могут и впаять за такие перлы. А оно им надо? Но для взрослых – спектакль очень даже ничего. Можно и посмеяться и подумать и вспомнить Гоголя конечно. Ну и, конечно, прочесть скрытый подтекст песни "Атланты". Я искренне желаю Игорю Миркурбанову в будущем отойти от богомоловского стиля и найти свой, миркурбановский. Впрочем, для данного спектакля возможно такое смешение, и подражание выглядит символичным. Мы прощаемся с безвременьем "Ленкома" и ждем новых великих достижений. Верю во Владимира Панкова. До встречи в театре "Ленком".

"ГогольИлИАда" в театре "Ленком". Режиссёр Игорь Миркурбанов.
© Ревизор.ru