"Мещане" М. Горького. Театр Ермоловой. Малая Сцена. Режиссер Григорий Южаков.

Сложилось впечатление, что режиссер вообще не заморачивался насчет подтекста пьесы. Вот прямо как написано, так и поставлено. Режиссерская функция фактически закончилась на легком разводе мизансцен. А дальше пусть актеры что-то там додумывают. И такая позиция имеет место быть (в конце концов, актерский театр никто не отменял). Однако есть у нее и слабые стороны – спектакль получился довольно неровный, без единого стержня. Еще когда была написана пьеса, критики спорили – что же это? Драма или, напротив, комедия? Может, Горький просто ёрничал над мещанским образом жизни? Видел я разные варианты прочтения. Тут же получилось все в кучу. Отдельные цены – вполне себе комедия, отдельные – трагедия, социальная драма… Притом явно это не задумка режиссера – сделать жанровый коктейль. Просто одни актеры решили, что играют комедию, а другие – что ставят трагедию, а режиссер не вмешался в процесс решения и не определился с жанром. Декорации вроде бы в реалистичной манере, костюмы – тоже, да и поведение героев не подразумевает какого-то символизма. Все четко, понятно, строго по тексту. Но текст в разных сценах воспринимается совершенно по-разному. А поскольку актеры были подобраны очень сильные – и то, и другое получилось достаточно утрированным. В каких-то сценах слишком сильно комическое начало. За него в основном отвечал Антон Колесников (Тетерев), практически каждая сцена с ним вызывала в зале бурный смех. (А поскольку Антон Колесников внешне очень похож на Вадима Самойлова из группы "Агата Кристи", то подобное сходство добавляло определенной пикантности во все его слова, очень смешное сочетание певчего начала 20 века и современной уставшей рок-звезды). А в других сценах так же мощно царила трагедия. Тут главным был Георгий Назаренко (Бессемёнов). Ольга Волкова (Татьяна) – нечто посередине. Вроде как и серьезный многогранный персонаж, в котором ничего веселого нет, но сцена выпивания уксуса напоминает какой-то комикс: пришла, выпила, картинно свалилась, некоторое время поумирала. В зале легкое недоумение: а что это было? Лично мне не хватило в спектакле сверхидеи. Ради чего затевалась эта постановка? Что хотел сказать режиссер? Что показать? На чьей стороне он находится? Ответов нет ни на один вопрос. Из того, что я увидел, можно сделать два вывода: пьеса интересная и глубокая, и в театре Ермоловой играют великолепные актеры: Соня Ардова (Елена Николаевна), Светлана Головина (Цветаева), Ирина Савина (Степанида). Но и то, и другое я и так знал. Но великолепных актеров надо направить в единое русло, именно для этого и придуман режиссер, а не просто для того, чтобы говорить: ты выходишь отсюда – а ты оттуда. Здесь это сделано не было, функции главного создателя спектакля свелись исключительно к разводам мизансцен. Грустно. Идея-то хорошая – поставить "Мещан" в классической манере. Одобряю. Но классическая манера не отвергает наличия общего смысла. На спектакль стоит идти ради того, чтобы посмотреть великолепные актерские работы, подумать над актуальностью произведения Горького. Сюда, несомненно, можно привести школьников, которым неохота читать книжку. Может быть, потом они задумаются над тем, что же хотел сказать классик. Режиссер, к сожалению, ответа на этот вопрос не дал.

"Мещане" М. Горького. Театр Ермоловой. Малая Сцена. Режиссер Григорий Южаков.
© Ревизор.ru