Что на сердце у Степана Дворянкина? Актёр готовится к премьере моноспектакля
Артист Омского академического драматического театра и Дома актёра готовит "сердечный стендап" о любви, деньгах, диетах и бабайке под кроватью. Нам удалось побеседовать со Степаном Дворянкиным о его новом спектакле и узнать, о чём человеку нужно поговорить с самим собой и как получаются чувственные истории. Представьте ситуацию: ваше четырёхкамерное сердце вдруг начало разговаривать человеческим голосом и из глубины грудной клетки высказывает всё, что о вас думает. Страшно представить, какие претензии могут накопиться у органа к своему хозяину за долгие годы. Актёр Степан Дворянкин однажды задумался над этим вопросом и сейчас готовит авторский моноспектакль "Я - твоё сердце" (16+), премьера которого состоится 16 февраля и 10 марта на сцене ОЦК "Сибиряк". Степан Дворянкин Идея спектакля пришла к Степану после прочтения пьесы-монолога Евгения Гришковца "Шёпот сердца". По сюжету у органа накипело: устав от бесконечных беспокойств и проблем своего хозяина, он решил устроить ему разбор полётов за прожитые 30 лет. С предложением написать новую интерпретацию монолога Гришковца, а заодно и закрыть свои гештальты, актёр пришёл к режиссёру Ольге Красковой и руководителям проекта "Комедии в Омске", с которым сотрудничает с 2017 года. Сценарий Степан и Ольга писали вместе, ведь, как говорит актёр, в груди у каждого болит по-своему. Ольга Краскова - Мы со Стёпой уже три года дружим, работаем и как-то умеем слышать друг друга. Наша задача - не переубедить друг друга, а найти оптимальный подход к произведению. Нет никакого соперничества. Но самое интересное, что мы сделали, - начали искать свою актуальность, то есть мы не просто взяли текст и начали его ставить, - рассказывает режиссёр Ольга Краскова. - У нас получилось так, что я отвечаю за разум в спектакле, структурирую текст. Его (Степана) несёт (смеётся ). Он начинает рассуждать на какую-то тему, и его уносят три белых коня. Я записываю то, что он сказал, потом убираю лишнее, приношу ему на следующую репетицию: "Вот это ты сказал". А он мне: "Я такое говорил?" (смеётся) . От первоисточника - пьесы Гришковца - осталось всего 20 %, остальное придумано Степаном и Ольгой - то, что болит у каждого. Это причины, по которым не спится по ночам, это все наши тайные желания, страхи, сомнения и нелепости. Но ещё моноспектакль - это исповедь самого актёра, когда он без страха и стеснения расскажет о самых неприглядных сторонах человека. И кто-то в зрительном зале точно узнает себя. "Я - твоё сердце" - это про любовь, которая, как у Булгакова, выскакивает точно убийца из-за угла и поражает в самый неподходящий момент; про страх перед начальником и мнимую независимость от денег; про ссоры с женой из-за неподаренного айфона; про неудачное сальто на свадьбе друга (точнее приземление, сальто-то было во!); про нежелание идти домой, где тебя не ждут, и "насилование" себя здоровым образом жизни. Знакомо? - Человек, давай вспомним, как ты на прошлой неделе очнулся под утро в каком-то баре весь в помаде. А почему так случилось? Потому что приехал домой к любимому человеку и просто не услышал тех слов, которые ждал. Я уверен, что некоторые зрители будут узнавать себя. Я не уникальный в этом смысле. Я так очухивался, не понимающий, что я делаю, и не потому, что мне хорошо тусить где-то, а потому что я домой не хочу: меня там не ждут, - откровенно рассказывает Степан Дворянкин. Человеческое нутро не умеет отмалчиваться - у него на всё своё мнение, но человек не всегда готов его услышать. И, видимо, у главного и единственного героя премьерной постановки - Степана Дворянкина терпение лопнуло: слишком многого боится человек, а по-настоящему опасаться нужно того, что бьётся под рёбрами, считает актёр. - Человек, когда ты переживаешь из-за тех же денег, плохо мне (показывает на сердце - прим. ред.) . А закроешься и будешь артачиться, не захочешь со мной говорить, я тебя тогда, человек, напугаю. Человек мой, ты боишься всего: что о тебе подумают со стороны, начальника, остаться без денег. Ты начитаешься новостей и начинаешь всерьёз бояться вспышек на Юпитере. А самое главное - ты боишься одиночества. А по-настоящему бояться тебе нужно только одного - меня. Ты себе построишь дом и будешь жить в нём с любимыми, строить планы на жизнь, а я тебя в этом доме убью. И даже не напрягусь. Поговорим? - улыбается, интригуя будущей постановкой, Степан Дворянкин. Главный герой в спектакле бросает со сцены едкие шутки, издеваясь над человеком, высмеивая любовь к дешёвым понтам и сладкому слову "халява", а ещё привычку бежать от реальных проблем в иллюзии. Точно по законам стендапа актёр не боится быть дерзким, а главное - узнаваемым. Поэтому авторы постановки не боятся использовать универсальные ассоциативные коды, чтобы зритель себе признался: как в зеркало смотрюсь. Главным образом это отражено в музыке: если речь про "зелень", Степан вытанцовывает под еврейскую мелодию, про любовь ко сну говорит под колыбельную. А главной в спектакле стала песня группы "Дискотека Авария" "Летим высоко". Ведь там, где есть смех, часто есть место для горькой правды и слёз. - Человек, в какой момент в тебе стало столько тоски? Как нам с тобой с этим дальше жить? Когда-то, я, твоё сердце, помню, ты боялся бабайку под кроватью. А сейчас ты боишься людей, причём конкретных. Если сейчас к тебе придёт бабайка, вы вместе сядете на кровати и будете плакать. В детстве я стучало от страха сладко, а сейчас я стучу горько, - добавляет актёр. Кстати, в стороне от "сердечного стендапа" не остались и другие органы. Например, главный идейный противник - мозг - недоволен: не много ли у человеческого двигателя претензий к владельцу? И его можно понять, ведь пока наш моторчик начинает истерически стучать даже по самому незначительному поводу, головному центру нужно продолжать работать. У него просто не остаётся времени на чувства, когда каждый день человек подкидывает ему всё новые задачи. - У мозга-то всё конкретно: ему нужно подумать, где взять денег, как выстроить линию отношений с начальником, как помириться с женой и так далее. И ведь не придраться! И поэтому сердце считает, что они с мозгом никогда не договорятся, - говорит Степан. Когда Степан шёл к Ольге Красковой с идеей визуализации спектакля, в его голове сидела красивая, почти акробатическая картинка: на фоне проекции человеческого организма под потолком выплывает воздушное кольцо, а в центре него сидит герой - Степан Дворянкин и предлагает зрителям поговорить. Других декораций в спектакле нет, на сцене будут только главный герой и музыканты, исполняющие роли человеческих органов. Как рассказывают авторы проекта, большая часть моноспектакля родилась прямо в процессе репетиций, а сам Степан часто прибегает к импровизации. Ребята из "Комедии в Омске" подбирают на синтезаторе мелодии, которые бы подошли под определённый тематический блок "сердечной тирады", и выбирают лучший вариант. Ольга и Степан дописывают реплики в монологи, а актёр разучивает незатейливую хореографию. - Сверхзадача этого спектакля в том, что зритель должен обновиться на клеточном уровне. То есть даже не столько задуматься, сколько "посуществовать" в другой вибрации. Мы все от чего-то убегаем. А в зрительном зале бежать некуда. И представьте: стоит перед нами сердце и правду рассказывает о нас. Сначала будем отгораживаться, потом смеяться, и через смех мы откроемся самим себе. В конце спектакля (я дам спойлер) Степан говорит: вот я тебя нагрузил, но ты вспомни, как в детстве, когда что-то плохое в жизни происходило, ты глубоко выдыхал и засыпал. Смысл в том, чтобы открыть то тяжёлое, что человек внутри себя запечатал, и дать ему это отпустить, - говорит Ольга Краскова. На сцене раскроется изнанка личности мужчины. Однако, как считает Ольга Краскова, это не лишает спектакль универсальности, а прекрасная половина человечества сможет посмеяться над своими избранниками, которых узнают в персонаже Дворянкина. Мы спросили Ольгу: ожидать ли сиквела от женского лица. По мнению режиссёра, в задумке Гришковца и интерпретации Степана всё органично и продолжения не требуется. Но вдруг женское нутро всё же решит отвести душу в будущем монологе. Посмотрим! Фото: Илья Петров