С 24 по 26 января в регионе пройдёт 12-й Всероссийский фестиваль имени Надежды Плевицкой «Солнце России». В биографии одной из величайших певиц ещё немало тайн, разгадать которые невозможно, не познав русской души. Историю жизни и творчества Надежды Васильевны бережно хранят в музее на родине исполнительницы в селе Винниково, там под Новый год побывала наш корреспондент… Где ласково гудели прялки В музее Надежды Плевицкой в Винниково сосну под окном, наряженную к Новому году, посадили сами работники музея. Так же, как липы и ели, – в память о Плевицкой, чтобы создать атмосферу эпохи, в которой жила певица. День рождения у Плевицкой, считают они, 17 сентября. В тюрьме, где провела последние дни своей жизни, она пишет в этот осенний день: «Сегодня день моего рождения» и вспоминает, что ровно 17 лет назад вышла замуж за Скоблина. Работники музея акцентируют, что опираются в этом вопросе на данные самой певицы. «17 сентября – день моего рождения и ангела. Мать по обычаю спекла пирог с кашей, меня тянули за уши, чтоб больше росла, а именной пирог сломали на моей голове», – упоминается в художественной автобиографии «Дёжкин карагод». Со светлой ностальгией описывает своё деревенское детство Дёжка – так ласково называли Надежду дома: «Вспоминалось мне родное село Винниково и наш пруд, обильный всякой рыбой. Мать моя была горячий рыболов, и когда все старшие были на работе, я помогала матери ловить рыбу, как помогала ей во всём». Тепло и трогательно описывает певица зимы в Винниково, где она росла с братом и четырьмя сёстрами: «Долгими зимними вечерами, когда прялки сестёр тихо гудут, приходили к нам посидеть покалякать почтенные господа мужики: да и к кому ж пойти как не к солдату бывалому?» Отец певицы был николаевским солдатом… «Первым являлся Дей Абрамыч, двоюродный дядя, опрятный и собою красавец, и было слышно, как в сенях обметал он с валенок снег и отряхивал свой тулуп, а переступив порог горницы, молился на образа и здоровался по-военному. … Покряхтывая и обтирая ледяные сосульки с бороды, тяжело вваливался в избу дядя Володя, а за ним Амеляка-Кулик, прозванный Куликом за свой длинный нос». «Обыкновенно после ужина мать и сёстры старшия садились за прялки, брат плёл лапти, а мы, две младшие, да и батюшка, укладывались спать. Выла вьюга на трубу, ласково гудели прялки, брат Николай тихо постукивал свайкой по колодке. Под музыку зимы и труда засыпала я в нашей тесной, но дочиста набелённой избе». Фрагменты уникального терема В последние годы посетителей в усадьбе стало меньше. Если раньше гости из Москвы, Петербурга и Орла приезжали охотно, сейчас желающих побывать в приграничном регионе мало, несмотря на то, что в Винниково по-прежнему спокойно. В это время года здесь, как и повсеместно в музеях, посетителей меньше. Для создания атмосферы сотрудники соорудили внутри помещения плетень, у которого любят фотографироваться дети. Сейчас на его месте красуется новогодняя ель. В зале с патефоном и граммофоном соседствует снимок с Сибирских гастролей – одна из малоизученных страниц биографии певицы. Предположительно, это 1910–1912 годы, пик карьеры Плевицкой. В этот день проходил мастер-класс по изготовлению ретро-открыток. – В январе у нас будет акция «Приведи родителей в музей». Дети, у которых есть «Пушкинская карта», покупают билет для себя и приводят родителей, а для них здесь предусмотрены скидки, – рассказывает руководитель музея Ирина Солодова. В музее хранятся в основном копии, но есть и оригинальные экспонаты, осколки прошлого, по которым его можно воссоздать как минимум в воображении. Например, в экспозиции представлены фрагменты терема: бревно сруба, кирпич стены, кирпич печи, обломок изразца, лепнина «курочка», брусчатка от дороги к дому. – Липовая аллея была вымощена брусчаткой, «курочками» был украшен фасад дома. Уникальные экспонаты есть и в школьном музее. Воссоздать облик дома помогли воспоминания старожилов. Стройматериалы для двухэтажного сруба привозили из Ярославля. В доме было 17 комнат, вероятно, небольших. Жила в нём до 1915 года мать певицы – Акулина Флоровна. Последний раз певица посещала свой терем в 1919 году. Зимой певица в Винниково не жила, гастролировала по России. Необычное здание в пору эмиграции певицы было передано советским властям. В одной из комнат они разместили медпункт. Часть дома приспособили под ШКМ (школа колхозной молодёжи). Дом нужно было содержать, потому что усадьба была большая, с каретным двором. У советской власти не было такой возможности, и терем быстро пришёл в упадок. Дошло до того, что на первом этаже держали лошадей. Ежегодно составлялись акты о том, что нужно, в частности, отремонтировать ворота, но дальше подписания бумаг дело не шло. В войну немцы приспособили терем под продовольственный склад. В 1943 году, когда оккупанты покинули село, местные жители сами растащили этот дом по брёвнам, тем самым расшатав его. Дело довершил пожар, и остатки здания разобрали в целях безо-пасности. Вкус старины – После того, как Клыков установил возле нашей школы памятник, здесь прошёл первый фестиваль имени Плевицкой «Солнце России», – рассказывает научный сотрудник музея Наталья Шеставина. Ощутить вкус старины в музее помогают пластинки той эпохи. Атмосферу начала ХХ века воссоздал автор экспозиции художник Алексей Тимков. С первого же зала в прошлое погружает инсталляция-хоровод, где представлены настоящие цветные тканые пояса. – Этому сарафану 200 лет, а плиссировка по-прежнему складочка к складочке, – останавливается у одного из манекенов директор музея Ирина Солодова. – К сожалению, технология утеряна, известно только, что использовалась хлебная закваска. Хоровод – символ солнца. В хороводе все держатся за руки, в отличие от карагода, когда просто танцуют по кругу. К слову, в Винниково сохранилась красивая русская традиция водить хороводы в новогоднюю ночь, когда часы пробили полночь и семьи встретили праздник в своих домах. Желающие даже могут нарядиться в русские народные костюмы из местного Дома культуры, чтобы с головой окунуться в атмосферу праздника. – Надевать его – целый ритуал, прекрасно чувствуешь себя в народном костюме, ощущаешь причастность к той эпохе, это красота, женственность, ощущение праздника, – делится впечатлениями Ирина Солодова. Директор говорит, что народные мелодии, творчество певицы неизменно интересуют студентов-иностранцев, получающих образование в Курске. – Их всё удивляет, а больше всего, наверное, удивляет сама русская душа, – отмечает Ирина Солодова. К слову, живя в эмиграции, Плевицкая не привыкла к французской кухне, любила печь курские ладушки для своих гостей. Традиция эта, слегка видоизменённая, по сей день сохранилась в Винниково. На масленичных гуляниях, когда в Винниково приезжает много гостей, сотрудники музея жарят на улице горы блинов. Угостившись, посетители спрашивают секрет, а никакого секрета, уверяют сотрудники музея, нет – лишь домашние яйца и молоко в тесто. Чай подают тоже особенный, на травах, которые собирают всё лето. За липовым цветом отправляются в Морозкин лес. Кто такой был Морозов, доподлинно неизвестно. Но фамилия эта упоминается в «Дёжкином карагоде»: «Хорошо бы платье в оборках, такое, как на Тане Морозовой». Можно предположить, что отец Тани и был тем самым крестьянином, который жил возле леса. Загадок биографам Плевицкой предстоит разгадать ещё немало… Жизнь, полная мифов В Винниково часто заглядывают именитые гости: певица Надежда Крыгина, заслуженный артист России, главный концертмейстер государственного российского Дома народного творчества Пётр Сорокин, композитор, заслуженный артист России Александр Морозов, народная артистка Александра Стрельченко, артистка Курской филармонии Ольга Чекаданова. Работая над книгой о певице, в Винниково приезжала американская писательница Памела Джордан. Книга ажиотажа в Штатах не вызвала, американцам тема оказалась не близка, однако письма от её автора по-прежнему приходят на родину Плевицкой. – Несомненная заслуга Памелы Джордан в том, что она обнародовала дневники Плевицкой, найденные ею в Нью-Йоркском музее, – говорит исследователь творчества нашей землячки Андрей Алексеев. Его жена Дина – двоюродная правнучка Николая, родного брата Плевицкой. – Бабушка Дины, Ольга Николаевна, переписывалась с Плевицкой, – рассказывает Андрей Анатольевич. – В годы эмиграции она присылала родным вещи, денежные переводы. Андрей Анатольевич сетует, что о Плевицкой пишут много недостоверного, раздувая сенсацию, то припишут какого-нибудь любовника, в то время как она была глубоко верующим человеком, то обвинят в шпионаже… – За два года она не призналась ни в чём – не потому что проявила сверхстойкость, а потому что ничего не знала. Скоблин, последний муж Плевицкой, её попросту подставил. Рассказывать о Плевицкой, как о второй Мате Харри, верх цинизма, тем более говорить о каком-то предательстве, – убежден Андрей Анатольевич. Извилистый путь певицы к славе также оставляет простор для домыслов. – Она проложила себе дорогу к славе сама своим талантом, но Собинов окрылил её, дал почувствовать, что она рождена для большого успеха, – акцентирует Андрей Алексеев. – Он предложил ей впервые выйти на большую сцену, выступить перед двумя тысячами зрителей. На тот момент Плевицкой было 29 лет, и у неё уже были готовая программа, аккомпаниатор и известность. Здание бывшего ресторана «Россия» при гостинице с таким же названием, в котором произошла встреча двух звёзд, сохранилось в Нижнем Новгороде до сих пор, рассказывает Андрей Анатольевич. Сейчас там находится Нижегородский хоровой колледж Л.В. Субухина на площади Минина. Андрей Алексеев в интернете смог отыскать местоположение и фото дома четы Скоблиных во Франции Озуар-Ла-Ферье. Помогла характерная деталь – забор с орнаментом, сохранившимся до наших дней. Установить точный адрес: улица Альфонсе Комбе, А, 39, ему помогло письмо Скоблина к подруге семьи, некой Татьяне Ивановне. Вероятно, Алексинской, с которой Плевицкая была дружна в эмиграции. Сам дом, а точнее верхняя его часть, несколько видоизменён. Встречаются разночтения в прессе и по поводу смерти Плевицкой. Андрей Анатольевич списался с руководителем восточного кладбища в городе Рен и выяснил, что, как принято во Франции, по истечении определённого времени прах Плевицкой перезахоронен в общей могиле. – Она, получается, даже не отпета по православному обычаю, и песню русскую спеть на её могиле некому, – обращает внимание на несправедливость Андрей Анатольевич. Из воспоминаний Плевицкой «В 1911 году я подписала контракт с В.Д. Резниковым и обязалась спеть сорок концертов по всей России. Моё турне началось с половины сентября. В эту поездку я должна была впервые после многих лет посетить свой родной Курск… Поездка по Сибири всегда доставляла мне удовольствие. Бывала я там и зимой, и весной. Что за ширь необъятная… Зимой я любовалась уральскими грозными елями, которые покоились под снегом… На сотни вёрст ни одной души, ни одного следа – только сверкает алмазами белая, могучая даль. Любуешься чистой красотой сибирской зимы, и вдруг мелькнёт в голове: «Что бы ты делала, если бы очутилась тут одна, да не в поезде, а в снежном поле или в тайге?» Хоровод или карагод Хорово́д произошло от древне-греческого «χορός» – «групповой танец». Такое название в древности получил народный круговой массовый обрядовый танец восточных славян. Массовое игровое действо сопровождали пение, игра на музыкальных инструментах. Хороводы могли быть приурочены к разным событиям, например, женитьба или вызывание дождя. Карагод – это круговая пляска, где каждый танцующий независим от других плясунов. В Белгородских сёлах карагодом называли как танцующих, так и стоящих рядом зрителей. Не случайно появилось слово «окарагодить», что значит окружить, а «карагод» употреблялось также в значении «вместе собраться». Вероника ТУТЕНКО Фото Николая СИДОРЕНКО

Зима в Винниково
© Курская правда