Бывших жен не бывает: в Театре Моссовета прошла премьера «Монолога на двоих»

В Театре Моссовета очередная премьера — «Монолог на двоих». Автор этой пьесы, он же режиссер и даже художник-постановщик (совместно с Олегом Фонкацем) — журналист, писатель, экс-телеведущий Андрей Максимов. Вы его наверняка помните.

Бывших жен не бывает: в Театре Моссовета прошла премьера «Монолога на двоих»
© Вечерняя Москва

И в его спектакле, который идет на камерной «Сцене под крышей», заняты всего две актрисы, ведущие в Театре Моссовета — Ольга Кабо и Марина Кондратьева. По сути, это их двойной бенефис. И на самом деле не монолог, а диалог — страстный и нелицеприятный.

А речь тут пойдет, конечно же, о любви. Разделенной и не очень. Одна из женщин — бывшая жена. Другая — настоящая. У каждой к другой немало претензий, которые в финале не просто рассыпаются в пыль, но выглядят совершенно абсурдно.

Конечно, Максимов совсем не Эжен Ионеску, он более конкретен и реалистичен. Все действие полуторачасового спектакля без антракта происходит вокруг гигантского начальственного стола и двух огромных ярких надувных смартфонов на заднем плане. И неслучайно эти ГАДжеты оказываются выше человеческого роста.

— Мне очень хотелось написать эту пьесу, — говорит Андрей Максимов. — Это история про любовь в сумасшедшем мире, в котором мы живем. Где мобильный телефон стал выше человека, где на чувства никто не обращает внимания, где вместо жалости — пиар.

Героиня Марины Кондратьевой — Ирина Евгеньевна — руководит процветающей фирмой с символичным названием «Путь к счастью». И ей срочно нужен бассейн. Ведь для счастья он просто необходим. Без него денег фирме не дают. Бизнесвумен решает вопросы одновременно с инвестором, с мужем, с друзьями.

И вдруг на пороге ее кабинета появляется нелепая мужская фигура в пыльном комбинезоне и маске. Заметим в скобках, что по движениям и голосу сразу догадываемся, что это Ольга Кабо. И этот лжерабочий начинает задавать директрисе странные вопросы и даже грозить пистолетом. Правда, игрушечным. Затем этот странный и страшный «мужчина» логично трансформируется в женщину — в Валентину — бывшую жену мужа Ирины Алексея.

Так интригующе и слегка запутанно начинается психологическая дуэль между двумя разными по социальному статусу дамами, тянущими канаты на себя. Зрителю предлагается быть секундантом в этом неприглядном сеансе разоблачения во всех смыслах. И, конечно, поискать виноватого и решить, что же делать дальше.

— Мне казалось интересным написать пьесу именно о двух женщинах, — говорит Максимов. — Без мужчин. Мы же всю жизнь изучаем противоположный пол. И эта пьеса — результат некоторых моих исследований. Я пришел к выводу, что главные поступки человек совершает не разумом, а чувствами. Выбирая женщину, выбирая профессию.

Спектакль, решенный в минималистичной стилистике, напоминает психологические качели. Реплики героинь непредсказуемы, а действие внезапно разворачивается, как в хорошем детективе. Героини же продуманно контрастны: тихая в халатике и носочках Валентина и громкая, на шпильках, в мужском костюме с подтяжками самоуверенная Ирина. Бывшая и настоящая. И каждая по своему видит «путь к счастью».

Пластика героинь выразительна — ее продумала в деталях молодой хореограф Татьяна Василишена. Костюмы на них символичны — от знаменитой Виктории Севрюковой. А романс Екатерины Максимовой на стихи Марка Максимова, отца режиссера, открывающий спектакль, стал запоминающейся музыкальной темой.

Ну а смыслы этого актуального зрелища про «сегодня»? Это и этика отношений мужчин и женщин, и социальное неравенство, и равнодушие к чужим проблемам, и торжество пиара, наконец, сегодняшнее чудовищное «сращивание» человека с телефоном — привет Искусственному Интеллекту! Много слоев тут, и все они не самые приятные. Поэтому материал пьесы весьма впечатлил актрис. Работа над спектаклем стала для них настоящим вызовом.

— В моем творчестве такой роли раньше не было, — вспоминает Ольга Кабо. — Даже на уровне читки, в начале репетиций мы выходили с Мариной все в слезах. Но понимали, что если себя хоть немного поберечь, то ничего не выйдет.

— В этой пьесе заложено столько болезненных тем, — добавляет Марина Кондратьева. — Это ведь горькая правда, что женщины делятся на тех, от кого мужчина ушел, и тех, к кому пришел.

Что ж, диагноз поставлен. Пора начинать лечение.