Библиотекарь Некрасова раскрыла образ матери в пяти классических произведениях

В последнее воскресенье ноября отмечается День матери – праздник особенный, теплый и радостный. Сложно переоценить роль мамы в жизни каждого человека. Как писал Максим Горький: «Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери». В обзоре представлены не теряющие актуальности произведения классиков, которые вы можете найти на полках городских библиотек. Мамы в этих книгах играют если не главную, то, несомненно, знаковую роль. Федор Достоевский, «Преступление и наказание» Пульхерия Александровна Раскольникова, мама Родиона, вызывает самые теплые чувства. Федор Михайлович уделил внимание ее приятной внешности, отметив, что она выглядит моложе своих лет, сохранила ясность духа, честность, чистый жар сердца. Столь же красив и ее внутренний мир. Ради детей она готова на многое, если это не идет вразрез с ее убеждениями. Учтивая и мягкосердечная, но прямолинейная, и против совести не пойдет. Пульхерия Александровна отправляет деньги Родиону, который учится в университете Петербурга. Пенсия у нее маленькая, поэтому она еще вяжет и вышивает, и почти все заработанные средства отправляет сыну. Мать надеется, что он выучится на юриста, станет обеспеченным человеком, и будет помогать семье. Но происходит страшное событие. Пульхерия Александровна, увидев Родиона после долгой разлуки, почувствовала, что случилась беда, но боялась спросить об этом. Когда все же узнала, то заболела… Несмотря на все произошедшее, она всегда любила сына. Максим Горький, «Мать» Пелагее Ниловне Максим Горький определяет главную роль в произведении. Долгое время она была молчаливой, робкой, жила в страхе, муж часто поднимал на нее руку. В семье подрастал сын Павел. Повзрослев, он стал революционером. Матери происходящее казалось страшным, она побаивалась тех людей, которые стали ходить к ним домой. Но она не разогнала их, не отвернулась от сына. Пыталась понять суть их речей, вникнуть в ситуацию. Пойдя наперекор собственному страху, она полюбила эту новую жизнь, полную трудностей. С образом матери связана тема возрождения, воскрешения души, освобождения от страха. Слово «мать» в романе становится более широким, объемным. И любовь матери распространяется не только сына, но и на других людей, нуждающихся в заботе и понимании. У Пелагеи Ниловны свое видение жизни, будущего. И нет сомнений в ее силе, стойкости и готовности поддержать близких. «Не оставляйте детей своих на одиноком пути!» – пожалуй, ключевая фраза и мысль книги. Лев Толстой, «Война и мир» Графиня Наталья Ростова – преданная супруга и идеальная мать. Вышла замуж в 16 лет за Илью Андреевича. Спустя почти 30 лет совместной жизни (на момент начала действия романа Наталье 45 лет) между мужем и женой сохранились сердечные отношения. В семье четверо детей: Вера, Николай, Наташа и Петя, а также супруги взяли на воспитание сироту Соню. Все дети окружены заботой, лаской и вниманием. Особо трепетные отношения у Натальи с дочерью Наташей. Дочь доверяет матери свои секреты, зная, что та обязательно ее выслушает и поддержит. Семья для Натальи Ростовой – самое главное и ценное в жизни. Горе поселилось в доме, когда с фронта пришла весть о гибели сына Пети. Рухнул весь мир, женщина тут же постарела. Такую душевную рану ничем не залечить. После смерти мужа Ильи Андреевича смысл жизни и вовсе угас для Натальи Ростовой. Александр Пушкин, «Капитанская дочка» Любящая мать и верная супруга Авдотья Васильевна Гринева души не чает в сыне Петруше. Она родила девять детей, но выжил только он. Сын для нее – смысл жизни. Когда муж решает отправить Петра на службу, Авдотья Васильевна проливает горькие слезы и никак не может успокоиться. А когда Петра ранят на дуэли, заболевает от горя. Авдотья Васильевна всегда верила в сына, даже когда того обвинили в предательстве. Убеждала мужа, что их сын невиновен, а людская молва неверна. Не было у нее сомнений, что это клевета. В честности Петруши она не сомневалась. К Маше, невесте Петра, Авдотья Васильевна относится как к родной дочери, опекает ее, заботится. Она была счастлива, когда молодые решили пожениться. Константин Паустовский, «Телеграмма» Катерина Петровна – пожилая женщина, живет в деревне и очень скучает по дочери Насте, которая уехала в Ленинград. Настя там работает в Союзе художников. Новая жизнь, знакомства, работа – все вскружило голову девушке. О матери она вспоминает нечасто, иногда присылает телеграмму с денежным переводом и парой строк. Настя вроде бы и понимает, что поступает неправильно, но затем переключается на другие мысли и дела. Тем временем Катерина Петровна чувствует, что недолго ей осталось жить. И очень просит дочку приехать. С Настей они уже три года не виделись, и тоска матери становится все сильнее. Она все надеется, что дочь приедет, навестит, и они смогут пообщаться, как прежде. Настя, получив телеграмму, не сразу поняла, что она от мамы, а потом и вовсе забыла про нее. Когда вспомнила, прочитала, поехала, но было уже поздно – Катерина Петровна умерла, похоронили ее за день до приезда дочери. Настя в отчаянии, и это чувство теперь будет преследовать ее всю оставшуюся жизнь.Дарья Некрасова, ведущий библиотекарь Центральной районной библиотеки «Библиотечно-досуговый центр» Автозаводского района

Библиотекарь Некрасова раскрыла образ матери в пяти классических произведениях
© Нижегородская правда