"Голос отца" по пьесе Андрея Платонова. Театр "У Никитских ворот". Старая сцена. Режиссер Марк Розовский.
Итак! На сцене нас встречает кладбище с крестами и могилами. Еще до начала спектакля смотрел и думал, а какая музыка сейчас должна заиграть. Может, норвежский блэк-металл? Нет, пожалуй, для Mayhem или Burzum кресты слишком комиксообразные. Скорее, какое-нибудь Готабилли, в стиле Zombie Ghost Train… Но в итоге заиграло что-то в стиле Kronos Quartet. Дальнейший спектакль (и моя реакция на него) выглядел так. Сцена без слов. Пафосный трагизм с подчеркнуто нервной актерской игрой. Пафосное чревовещание. Я перестаю смотреть на сцену, потому что там ничего не происходит, смотрю в пол и думаю, что этот моноспектакль нужно, наверное, для радио записать, а точно не для театра. Совсем пафосное чревовещание с элементами коммунистической пропаганды. Я поднимаю голову, смотрю на актера и задаю себе вопрос: неужели Марк Григорьевич разучился работать с актерами?.. Ну это же трындец. Появляется второй актер, и я понимаю, что это-таки не моноспектакль. Второй актер играет еще хуже. Ноль характера. У меня возникает ощущение, что я нахожусь вообще где-то в любительской студии. Напряжение нарастает. Желание уйти нарастает. Я уже подбираю слова, как максимально корректно рассказать о том, что новый спектакль – провал. И… Бац! Нереально гениальная и шокирующая сцена. Марк Григорьевич, подобно опытному борцу, буквально за несколько секунд ловким ударом отправляет меня на пол. Но это ему оказывается мало, и тут же следует второй бросок. И все! Я уже точно на лопатках. И только спустя пять минут, уже выйдя из зала, я понимаю, что спектакль на самом деле потрясающий. Не знаю, является ли Марк Григорьевич опытным картежником. Но то, что он развел меня как лоха, как школьника – факт (но я не в обиде, конечно же!). Он как умелый карточный фокусник, который вертит перед тобой картами и убеждает тебя, что фокус не получился. И когда ты уже готов насмехаться над ним, вдруг бац – и все на самом деле пошло по его плану! И я понимаю, что с актерами работать он умеет великолепно, и актеры на самом деле хорошие, просто я с ходу был уверен, что смотрю совсем другой жанр. Что это какая-то трагедия или философская притча! Ан нет! Это на самом деле был потрясающий, ироничный стеб, качественнейший трэш! Притом правильный, советский, аллегоричный! И весь пафос, вся мистика – элементы этого стеба, ерниченья. Только раскрывался он именно на последней очень короткой сцене. Притом выверено все с ювелирной точностью. Закончи он спектакль на пять минут позже – количество моих отрицательных эмоций слишком бы перевесило. Закончи раньше – их бы было недостаточно для последнего удара. И тут уже все складывается: и комичные кресты на кладбище, и чревовещание, и пафос. Понимаешь, что спектакль вовсе не рваный, напротив, он удивительно цельный. Просто совсем не в том жанре, на который меня изначально настраивал режиссер. Все ровно так, как и должно быть. Умение мастерски жонглировать жанрами, за секунду превращать черное в белое и наоборот – этот талант дан явно не каждому. Да и не только талант – смелость нужна! Довести зал до белого каления, чтобы так его шокировать! Молодые побоятся! А опытный Марк Григорьевич – нет. И у других зрителей реакция была такая же. Люди расходились в полной тишине, как бы пытаясь осознать, в чем был развод. И только в гардеробе все начали высказывать свое мнение. И оно было такое же, как и у меня. Нереально круто, мастерски! Надо идти!!! Браво, Марк Григорьевич. Если бы я носил шляпу, я бы непременно перед Вами ее снял!