Войти в почту

Премия Casta Diva назвала своих лауреатов на фестивале "Болдинская осень"

Если для Нижегородского театра оперы и балета, носящего имя Пушкина, "Болдинская осень" - фестиваль, начавший свое летоисчисление в 1986 году, практически титульный проект, то для премии Casta Diva, что на десять лет его младше, это первое в ее истории появление не на столичных подмостках. И хотя эти два сюжета драматургически ничего не связывает, акцент в афише получился эффектный.

Премия Casta Diva назвала своих лауреатов на фестивале "Болдинская осень"
© Российская Газета

Как всякая премия, Casta Diva не лишена вкусового взгляда на оперу, но, безусловно, она повышает интерес к жанру благодаря ежегодному выбору победителей. Ныне наградной лист оказался усеченным всего до трех номинаций из десятка. Не нашлось, например, ни "События года", ни "Спектакля года". Обладателями статуэтки Casta Diva за 2023 год стали сопрано Кристина Мхитарян ("Певица года"), бас Михаил Петренко ("Певец года") и меццо-сопрано Мария Баракова ("Взлет").

По традиции премии не все лауреаты из-за своей международной занятости смогли прибыть на вручение. На сей раз не было Кристины Мхитарян. Но гала-концерт получился вполне представительным. На сцену вышли победители прошлых лет Анна Нечаева и Владислав Сулимский, чей дуэт из оперы Верди "Бал-маскарад" стал одной из кульминаций вечера. Подтвердили выступлением свои награды и Михаил Петренко, и меццо-сопрано Мария Баракова. Поддержали коллег и незамеченные пока премией солисты Нижегородского театра Венера Гимадиева, Мария Калинина, Сергей Кузьмин и Константин Сучков. Для хорошего оперного тона в абсолюте не хватило лишь более стилистически точного и чуткого оркестра, каким обычно бывает La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского.

"Болдинская осень" своей фестивальной программой также проявила разнообразие: в афише пушкинские оперы Чайковского, балет Красавина "Пиковая дама" с участием примы-балерины Большого театра Марии Александровой и россыпь всевозможных концертов в прекрасных "Пакгаузах". Расписание оказалось столь насыщенным, что в один день выступили сразу две роскошные певицы с завидной международной репутацией и карьерой - Альбина Шагимуратова и Василиса Бержанская.

Альбина Шагимуратова впервые приехала в Нижний Новгород. Ее сольный концерт не был монографическим - пушкинским, но отличался изысканностью и глубиной. Оперные звезды ныне крайне редко готовят камерные программы, представляющие певца исключительно музыкантом, у которого нет возможности спрятаться за оркестр. Романсы Глинки, Чайковского и Рахманинова, а среди них три сонета Петрарки для голоса и фортепиано Листа. Тандем певице составила пианистка Зарина Шиманская. Дуэт иногда получался красивым, но хотелось большего художественного взаимопонимания в аккомпанементе. Ведь почти в каждой вокальной миниатюре певица находила философский смысл, редкие и пленительные нюансы, вовлекая зал в чувственные переживания.

Как всякая премия, Casta Diva не лишена вкусового взгляда на оперу, но, безусловно, она повышает интерес к жанру

Василиса Бержанская - знаменитое на весь мир колоратурное меццо-сопрано - также в первый раз побывала в Нижнем Новгороде, куда она приехала сразу после выступления в нью-йоркской Metropolitan Opera, где пела Никлауса в "Сказках Гофмана", ради рискованного эксперимента. В знаменитой постановке "Евгения Онегина" Сергея Новикова, где и Ленский остается в живых, и некоторые прочие повороты хрестоматийного сюжета получают иное и порой, кажется, убедительное прочтение, исполнить партию Татьяны.

Счастье в подобном преодолении своего вокального амплуа, которое дарует природа и не любит обмана, как знает история, искали и продолжают искать многие, в том числе признанные певцы. Как правило, по двум причинам: хотят постичь предел возможностей своих "переходных" голосов или банально продлить свой сценический век. Для Бержанской, находящейся в самом расцвете своего феноменального дарования, подобный опыт уже не дебютный. В ее послужном списке есть исполнение титульной сопрановой партии в опере Беллини "Норма". И весной, и летом следующего года певица вновь появится в этом образе в Wiener Staatsoper и в миланском театре La Scala. Своенравная Татьяна же пока выглядела красивым, но черновым наброском, быть может, для будущего, а не исключено, эта попытка не будет иметь продолжения. В отличие от фестиваля, который за последние пару лет (на фоне ренессанса Нижегородского оперного театра) публика полюбила с новой силой.