Патриотический «чёс»: Придворный певец Shaman стал грозой местных бюджетов
Певец Shaman (Шаман) мог бы пожертвовать свой гонорар за выступление в Оренбурге в пользу местных жителей, пострадавшим от весеннего паводка. Такое предложение исполнителю направила депутат Госдумы от региона, коммунист Нина Останина. Она считает, что выплата властями гонорара в 16 млн рублей за часовое выступление Шамана накануне Дня города — неуместная трата бюджетных средств.
Останина отмечает, что ещё не все жители Оренбуржья, пострадавшие от разрушительного паводка, получили компенсацию за потерянное жилье и имущество, не восстановлена полностью инфраструктура. Особенно цинично подобное финансирование из бюджета выглядит на фоне СВО, указывает депутат. Если судить по комментариям жителей, они разделяют негодование политика.
«Эти артисты уже надоели. Пир во время чумы. У людей горе, осень, холода на носу, а они все песни поют. Будь у этого Шамана хоть капля совести, он бы сам отказался от этих денег или выступил бы бесплатно. Считаю, что его выступление должно быть отменено. Наверняка найдется полно коллективов из самого Оренбурга и области, готовых выступить на празднике», - пишет один из подписчиков.
Наряду с моральными оценками, есть и более приземлённые: «Без Шамана люди обойдутся, а без крыши над головой - нет. Что за пыль в глаза. Посмотреть на «звезду» и дальше оставаться один на один со своими проблемами. В крайнем случае ребятам на СВО или на помощь жителям Курска эти средства бы направили, раз девать некуда. Чудаки, слов нет. В этом году можно было и поумерить пиршества ко дням городов. Не то нынче время».
Складывается впечатление, что навязывание людям Шамана становится контрпродуктивным: «Лично я и мои знакомые не пойдут на это патриотичное чудо. По причине того, что в России гибнут люди на передовой, зарабатывает конкретно на патриотизме этот товарищ. Все всё видят. Так этот Шаман ещё и выступает не на день города! Видите ли под него подстроились, у него же график плотный».
Но может это отдельные частные мнения отщепенцев, не понимающих своего счастья? Вовсе нет. Согласно опросу, который провело оренбургское издание Урал56.ру, из более чем 12 тысяч проголосовавших 76% считают, что выступление певца «нужно отменить, сначала компенсации и новые дома». Благословили выступление лишь 10%. Ещё 14% всё равно. Неужели мнение подавляющего народного большинства власти проигнорируют?
Видимо, да. «Возмущение, конечно, есть и, наверное, его можно понять, - признала замминистра региональной и информполитики Инна Аверкова. - Но одно не отменяет другого. Средства на Шамана – это средства на Шамана, а на компенсации жилья и восстановление утраченной инфраструктуры – это совершенно другие средства, совершенно другие бюджеты и совершенно другие уровни принятия решения».
Ну, конечно. «Хлеба и зрелищ» - эту универсальную якобы формулу управления массами наши чиновники выучили назубок и стараются применять её всегда и везде, дозированно выдавая народу то одно, то другое в надежде вечно оставаться на вершине власти. И хотя случаем с космическими выплатами Шаману заинтересовалась прокуратура, велика вероятность, что ничего уже изменить нельзя. Деньги певцу выплачены. Концерт состоится.
Сам Шаман, выдавая на гора всё больше и больше «зрелища», научился получать за это и достаточно «хлеба». Так, за выступление в День Ставропольского края певцу причитается более 15 млн рублей. О том, сколько исполнителю выплачено за недавние концерты в Севастополе и Чебоксарах, не сообщается. Однако, в прошлом году выступления певца в регионах обошлись бюджетам примерно вдвое дешевле, пишут завистники.
Ухватив бога за бороду, Шаман тем не менее старается не наглеть. Перечислил 1 млн рублей пострадавшим в Курской области. Наверняка, отыграл, отпел где-нибудь бесплатно. На той же Запорожской АЭС. Трудно себе представить «торговлю» продюсера с военными за райдер к такому выступлению. Да и в ДНР и ЛНР в своё время тоже. Наконец, на Красной площади в день флага России. Неужели он и там пел за деньги?
Коммерческий успех Шамана вполне объясним. Он попал в патриотическую струю. Песни «Я — русский», «Вставай» ложатся в исторический контекст, как шар в лузу, и потому признаны полезными на самом высоком уровне. И правильно. Региональное начальство, поглядев в телевизор, увидев Шамана поющим у Кремля, в лепешку расшибётся, но постарается заполучить к себе столичную знаменитость. Может это входит в их KPI?
Одна загвоздка. Часть россиян, глядя на стремительно взошедшую патриотическую звезду, не очень-то верят в её, его искренность. Казённый патриотизм никто не отменял и некоторые субъективно видят здесь именно такой случай. YouTube закрыл канал певца и вот он уже стоит под окнами американского посольства, требуя вернуть себя на этот антироссийский ресурс. Странно. Нет ли здесь конъюнктуры, задаются вопросом люди.
В связи с этим вспоминается история с Ксенией Собчак. С началом мощных обстрелов Белгорода она и её команда взялась собирать средства и вывозить из опасной зоны жителей, помогать им обустроиться на новом месте. Святая женщина! Но не та ли Ксения Собчак, выступая спойлером на президентских выборах 2018 г., публично высказывалась за возвращение российского Крыма Украине? Она что, покаялась? Или это такой бизнес?
Есть ощущение, что поощряют подобное поведение откуда-то с самого верха. Возможно, путём предоставления режима наибольшего благоприятствования. Звание «заслуженного артиста России» (анахронизм, перекочевавший из аутентичных советских времён в фальшивую современность), которым одарили совсем недавно Шамана, это как маркер — одобрено Кремлем. Правда, до СВО это звание кому только не давали...
Впрочем, не будем строги. Пусть Шаман выступает, поёт, зарабатывает — не жалко. Но у нас есть и другие певцы, авторы и артисты. Те, кто остро чувствует боль страны вот уже много лет. Кто с 2014-го, а кто-то и всегда. И посвящают этому своё творчество. Дмитрий Ревякин, Аким Апачев, Сергей Бобунец, Алексей Джанго Поддубный, Юрия Чичерина, Александр Ф. Скляр и т. д. Их десятки, но они почему-то не «заслуженные».
Происходящее сейчас в культуре — не только в сфере музыки, но и в театре, и в кино выглядит как формирование монополии из отобранных начальством особо послушных творцов. Остальных, пусть и с патриотическим репертуаром, игнорируют. И это опасно. Любая монополия приводит к застою, гасит искру творчества. А кто будет поднимать на бой батальоны? Страна, сражающаяся за своё выживание, не может себе этого позволить.