Войти в почту

Лариса Гузеева рассказала, что не мечтала выйти замуж

Сегодня Ларисе Гузеевой исполняется 65 лет. На Первом канале выходит эксклюзивное интервью актрисы и телеведущей в проекте "Подкаст.Лаб", который в эфире появится в полночь. В частности, она говорит в нем о своем детстве, мечтах, любви, актерских удачах и неудачах и романе с телевидением. Об этом и не только Гузеева рассказала писателю, ректору Литературного института имени Горького - ведущему подкаста "Жизнь замечательных" Алексею Варламову. Приведем некоторые фрагменты беседы. Читатели "РГ" узнают подробности первыми.

Лариса Гузеева рассказала, что не мечтала выйти замуж
© Российская Газета

О мечтах

Я родилась и росла в то время, когда все молодые о чем-то еще мечтали. Сейчас этого почти нет, за мечтой никто не гонится - ни на север, ни на юг, ни в столицу. Сейчас у детей и подростков мечты онлайн. Никто не летит куда-то, чтобы себя попробовать, испытать. Мало таких историй.

Я не мечтала о любви. И выйти замуж не мечтала. Я мечтала жить с мамой. Представляла, как я перевезу маму к себе, у меня будет комната в коммуналке, я разделю шкафом комнату пополам - с одной стороны она будет жить, с другой - я. Ни о принцах, ни о замужестве, ни о детях я не грезила. Может быть, поэтому они поздно у меня появились. Я мечтала стать артисткой.

О том, почему Ленинград и ЛГИТМиК, а не Москва и Щука

О чем мечтает девочка из провинции? Конечно, о Москве. Питер изначально не потряс меня. Я смогла оценить его, только повзрослев.

Я поступала к Юрию Васильевичу Катин-Ярцеву в Щуку и прошла все туры. Практика была такая: поступали сразу везде - и во ВГИК, и в Щепкинское… да куда получится. Пройдя туры у Катина-Ярцева, я поехала в Ленинград и прошла туры у Владимира Викторовича Петрова, у которого я потом училась, и у Агамирзяна. На что Владимир Викторович мне сказал: "Будешь бегать туда-сюда, не поступишь никуда".

Но наступали общеобразовательные экзамены в Щукинском, и мне нужно было ехать. Я была не очень сосредоточенная и внимательная девушка. Перед поездом я пошла в блинную, у меня было целых 25 рублей. Я дала деньги, взяла блинчик, забрала железную сдачу и поехала на вокзал. На вокзале я поняла, что денег у меня нет, я забыла 24 рубля в том кафе.

Время у меня было, я вернулась и подошла к кассирше. "Совсем недавно была у вас, - говорю ей. - И дала вам 25 рублей. Вы мне вернули мелочь, а рубли нет". Она посмотрела на меня и сказала: "Иди отсюда". "Клянусь вам, вы мне дали блинчик и 70 копеек сдачи. Но вы не отдали мне 24 рубля", - я думала, она помнит и переживает из-за этого. "Вон отсюда пошла, иначе я сейчас вызову милицию". Это был мой первый удар. Я поплакала и ни на каком поезде в Москву не уехала, осталась в Ленинграде. У меня не было денег ни на что, даже на телеграмму. Но это был знак - я поступила в ЛГИТМиК к Петрову.

О бедности и богатстве

Я не кокетничаю, но я не была продвинутой девочкой. Всего боялась, вокруг были дети великих - Илона, дочка Пьехи, Наташа - дочка Колкера и Пахоменко, Ваня - сын балерины Осипенко. Я робела и очень стеснялась бедности своей. Но я была модной. Одевалась со школы лучше всех. Мама от бедности шила. Ну, и я была ничего себе внешне - длинные волосы, короткие юбки. Я стеснялась именно безденежья. Мне казалось, что я не могу с однокурсниками куда-то пойти, потому что - где они и где я.

"Сайгон" (кафе, где была тусовка героев андеграунда и творческой интеллигенции) около Литейного и Невского для меня открылся, когда я "оперилась" - курсе на третьем, наверное. И тогда я познакомилась с Курёхиным.

О студенческой жизни

У меня был однокурсник Максим Пашков. У него была большая квартира и отдельная комната, где репетировал Витька Цой. Максим был в меня влюблен, а я думала: ну пусть будет и Максим. Когда он к себе приглашал, я спрашивала: а будет этот у тебя петь?Тогда не приду!

В театральный институт все поступают немножно больные на голову с манией величия. Мы же все туда идем народными артистами с ощущением, что ты все можешь. Мастер говорил нам: артисты не нужны никому, театры переполнены, студии переполнены. Вот вы двое будете работать, а все остальные нет, вы ленивые. И твоя самооценка падала ниже плинтуса.

Это даже не конкуренция, само представление о жизни меняется. Понимаешь, что на каникулах нужно не на море ехать, а много читать. А до этого ты думал, что артисту это совершенно необязательно.

О маме

Я не собиралась заканчивать институт. Когда меня стали приглашать с третьего-второго курса, я сказала маме: "Диплом вообще ничего не дает. Я, наверное, уйду. Вот смотри, есть Вера Глаголева, Татьяна Друбич - у них нет образования высшего актерского, а они снимаются. И мама встала передо мной на колени и сказала: "Очень тебя прошу, принеси диплом, закончи институт".

О съемке в "Место встречи изменить нельзя"

Да какая роль, о чем вы? Мой приятель - эпизодник, работал с Говорухиным. Он сказал: "Хочешь познакомиться с Высоцким?" А кто же не хочет? Мне было 18 лет, я сказала: "Да!" И он позвал меня на съемки. Потом мы очень дружили с Говорухиным, и я как-то спросила: "Слава, а ты знаешь, что я снималась у тебя?"

Конечно, он не знал, но у меня сохранился квиток - "4 рубля за съемки в массовке".

О дебюте у Эльдара Рязанова

Конечно, Рязанов дал мне имя. Если бы не этот фильм, где бы я была.

Чтобы посмотреть меня, Рязанов и Алисов (главный оператор) приехали на дипломный спектакль. А меня за плохое поведение сняли с роли, я должна была играть Аделину в "Фанфан-тюльпане". Но поскольку я прогуливала репетиции - меня сняли. И дали роль одной из камеристок - малюсенький эпизодик. Я знала, что Рязанов и Алисовприехали на меня посмотреть, но понимала, что это просто посмешище.

Потом были пробы, много проб и - последняя уже с Никитой Михалковым. Рязанов сказал: "Через два дня худсовет. Я хочу, чтобы ты снималась, не думаю, что худсовет будет со мной спорить".

Когда меня утвердили, я попросила прислать телеграмму из Москвы и подошла с ней к руководителю курса: "Владимир Викторович, меня утвердили к Рязанову на "Бесприданницу". Он опешил, потому что я была совсем не похожа на Огудалову. Ни длинной косы, ни волоокая, плакала - вообще не про меня. Я была из другого профсоюза.

Рязанов учил меня носить платья, держать спину. Когды ты из Оренбургской области, а рядом с тобой Алиса Фрейндлих, Никита Михалков, Виктор Проскурин, Людмила Гурченко (потом ее линию вырезали) - это хорошая прививка.

О мире кино и телевидения

Два разных мира, все другое. Я вышла замуж удачно и думала: "Какое счастье! Буду рожать детей. Мне уже 38 лет, надо все успеть!"

И вот все у меня хорошо, большой дом. И вдруг, когда мне уже хорошо за сорок, меня приглашают попробоваться на программу "Давай поженимся!" Я с уговорами пошла туда 16 лет назад, совершенно не умела работать с "ухом" и суфлером. Мне разрешили работать без них, и как-то все понеслось - через год уже были ТЭФИ и за программу, и как ведущей. Ренессанс такой случился ближе к пятидесяти.

Но если был бы другой коллектив, я бы столько не продержалась. У нас фантастические отношения с моими редакторами, с продюсером, с командой. Я поняла, что у меня стало не хватать времени на подруг и что я с большой радостью иду на работу. Я нашла своих людей и мне хорошо с ними. Оказалось, что это большая и важная часть моей жизни, что мне этого достаточно.