Тру-краймом называют основанный на реальных событиях контент про преступления. В частности, к нему относятся истории маньяков и их жертв. Такие произведения пугают и развлекают, как аттракционы, ведь они позволяют заглянуть в голову жестоких убийц и оказаться за кулисами правосудия. Популярность тру-крайма растет: каждый год выходят новые документальные фильмы, посвященные преступникам. «Лента.ру» рассказывает, почему тру-крайм так нравится людям, как появился и развивался этот жанр, за что его критикуют и в чем его польза.
Тру-крайм — это документальный жанр массовой культуры, который рассказывает о реальных преступлениях: как и зачем их совершили, кто пострадал, как искали виновника.
В целом суть жанра отражена в его же названии — оно представляет собой кальку с английской фразы true crime, что переводится как «настоящее преступление».
Необходимо отличать тру-крайм от художественных произведений по мотивам реальных преступлений. В тру-крайме всегда используют реальные документальные материалы — например, интервью с участниками событий, записи из суда, настоящие показания
Жанр может быть обличен в любую форму медиаконтента: сериал или фильм, книгу, подкаст или YouTube-ролик.
«Тру-крайм описывает случаи причинения вреда невинным людям: убийства, угрозы жизни, акты насилия, предательство, обман, а также ситуации, когда невиновный человек оказывался в тюрьме вместо настоящего преступника. Обычно автор стремится раскрыть мотивацию преступника, его образ мышления и последовательность принимаемых решений», — поясняет «Ленте.ру» клинический психолог, член Ассоциации специалистов в сфере контекстуально-поведенческой науки Алена Алехина.
Несмотря на то что тру-крайм может рассказывать о любых преступлениях — мошенничестве, воровстве, похищениях — важнейшая роль все же отведена историям о маньяках и серийных убийцах.
Исследования показали, что основная аудитория тру-крайма — женщины: именно они чаще всего читают такую литературу и слушают подобные подкасты. Авторы исследований сделали вывод, что женщины сильнее мужчин опасаются насилия, а потому пытаются обезопасить себя этими историями: с помощью них они хотят понять мотивы и поведение преступников, чтобы не стать жертвой, и знать, как действовать в похожих ситуациях.
Первые тру-крайм истории Великобритании стали популярны памфлеты о преступлениях тех, кого приговорили к казни, — своего рода криминальные репортажи. Обычно это были книжки объемом в 6-24 страницы, без переплета, наподобие газеты.
Один из авторов подобных памфлетов — капеллан Генри Гудкол, с 1620 по 1636 год работавший в Ньюгейтской тюрьме. В те времена это была главная тюрьма Англии, а Гудколу приходилось исповедовать самых отъявленных преступников. Впечатленный их рассказами, священнослужитель придумал записывать истории заключенных и публиковать их.
Руководство тюрьмы тоже выпускало бюллетени о казнях, в которых рассказывались биографии заключенных. Бюллетени затем объединили в «Ньюгейтский справочник». Это книжное издание в шести томах содержало биографии и описания преступлений XVIII-XIX веков. «Ньюгейтский справочник» пользовался такой популярностью, что его можно было найти в любом доме — наряду с Библией.
Истории о заключенных и их преступлениях регулярно появлялись в газетах XVIII-XIX веков
Криминальные газеты и памфлеты были США и в XIX веке, когда развивалась криминальная журналистика. В новостях бытовые преступления тогда описывали лишь в общих чертах, и в противовес этому возникла новая тенденция — смотреть на преступления как на объект социального исследования. В пример можно привести очерк «Посещение Ньюгейта» (1836) Чарльза Диккенса и произведение «Как из казни устраивают зрелище» (1840) Уильяма Мейкписа Теккерея, где авторы размышляют о казнях и преступлениях, которые к ним привели.
Окончательно из газет в литературу жанр перешел в XX веке.
Одной из первых книг в жанре тру-крайм называют американский роман «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте. Это описание реального дела — убийства семьи Клаттеров в 1959 году в городе Холкомб, штат Канзас
Писатель начал собирать материал еще до того, как убийц поймали. Капоте провел собственное расследование, был на связи с детективами, допрашивал соседей погибших. Когда убийц задержали, он общался с ними вплоть до момента казни.
Роман «Хладнокровное убийство» входит в список «100 лучших детективных романов всех времен». При этом, сохраняя черты художественного произведения, он все равно приближен к тру-крайму: все герои фигурируют под реальными именами, а события воссозданы так, как их описывали свидетели.
В 1970-х в США начался так называемый «золотой век серийных убийц», который продлился вплоть до 2000-х годов. Серийные убийцы существовали и прежде, но именно с 1970-х их преступления стали получать широкую огласку — тогда же появился и сам термин.
Бум серийных убийств в 1970-х годах в США: причины По мнению выросла преступность. Медиа начали чаще писать о таких преступлениях: убийцы становились знаменитостями и вдохновляли последователей. Вместе с тем после сексуальной революции изменилось отношение к женщинам и интимной жизни — порнография стала доступной и исчезли некоторые моральные запреты. К тому же большинство серийных убийц того времени были детьми в период Второй мировой войны или сразу после нее. Они часто сталкивались с домашним насилием, ведь мужчины возвращались с фронта травмированными физически и психологически.
Важными для становления тру-крайма стали процессы над Чарльзом Мэнсоном и «семьей», Тедом Банди, Джоном Уэйном Гейси и другими. Судебные заседания привлекали внимание журналистов, но разобрать феномен серийных убийц в рамках репортажа было сложно. Поэтому процессам посвящали книги: Джентри Буглиози рассказал про суд над Мэнсоном в книге «Helter Skelter: Правда о Чарли Мэнсоне», а Теду Банди посвящена биографическая драма Энн Рул «Незнакомец рядом со мной».
В 1980-1990-х годах со страниц газет и книг тру-крайм перемещается на телеэкраны. Расследования и судебные заседания становятся популярны у телезрителей наряду с мыльными операми: в них тоже есть драма, только участники — реальные люди.
В 1994-1995 годах вся Америка наблюдала за Джея Симпсона: популярного футболиста подозревали в убийстве жены и ее друга. Суд длился девять месяцев и был наполнен драматическими событиями — например, погоню за Симпсоном при задержании показывали в прямом эфире. За судебным процессом следили до 150 миллионов телезрителей — почти 60 процентов американцев того времени.
В России тру-крайм стал популярен после распада СССР — в 1990-2000-е годы, когда криминальные хроники появились на телевидении. Образцовые примеры: передачи «Криминальная Россия», «Следствие вели», «Человек и закон»
В 2010-х тру-крайм завоевывает и интернет. Настоящий бум жанра произошел в 2014 году — журналистки Сара Кениг и Джули Снайдер запустили подкаст Serial, который задал моду на криминальные истории в формате аудио.
С развитием стриминговых платформ также набрали популярность тру-крайм сериалы. Самым влиятельным в этом плане стал Netflix. Его документальный сериал «Создавая убийцу» оказался настолько успешным, что платформа начала заказывать тру-краймы почти о каждом крупном убийстве и маньяке. Только в 2016 году на Netflix вышли 126 фильмов и сериалов этого жанра.
Опрос в 2022 году показал, что половина американцев любят тру-крайм, а 13 процентов и вовсе называют его любимым жанром. В 2023 году тру-крайм стал самым популярным жанром в американских подкастах. Ему уступили подкасты про политику, поп-культуру и отношения.
Что касается России, то здесь в 2020 году начал выходить подкаст «Дневники Лоры Палны». Он стал самым известным тру-крайм подкастом на русском языке. В его рамках журналисты Маша Погребняк и Митя Лебедев разбирают громкие убийства разных стран и времен, пытаются составить психологический портрет преступников, приводят показания свидетелей и мнения криминалистов.
Другой российский автор тру-крайм подкастов — журналистка Саша Сулим. Изначально она написала серию статей про «Ангарского маньяка» Михаила Попкова и впоследствии на основе собранных материалов выпустила книгу в жанре тру-крайм «Безлюдное место». А уже в октябре 2022 года Сулим стала ведущей тру-крайм подкаста «Дела», каждый выпуск которого был посвящен серийному убийце или конкретному преступлению.
Также в последние годы российские стриминги выпускают много сериалов, основанных на реальных убийствах. Так, сериал «Фишер» рассказывает про серийного убийцу Сергея Головкина, Андрею Чикатило посвящен «Чикатило», «Ангарскому маньяку» — «Хороший человек» и «Тень Чикатило». Тем не менее эти сериалы нельзя отнести к тру-крайму, так как они сняты как художественные произведения по мотивам реальных событий — без настоящих свидетельств, с выдуманными персонажами и сюжетными допущениями.
Интернет позволил людям не только слушать или смотреть тру-крайм, но и проводить расследования самостоятельно, а затем рассказывать о них в блогах.
Одному из таких расследований посвящен американский документальный сериал «Руки прочь от котиков»: интернет-детективы решили вычислить живодера, который мучил котят и выкладывал это в интернет, а в итоге помогли найти настоящего маньяка.
А в 2021 году интернет начал расследовать исчезновение американки Габби Петито: люди объединялись в группы, методично изучали ролики и фотографии девушки, выдвигали теории того, что с ней случилось.
22-летняя Габби Петито была тревел-блогером. В 2021 году она отправилась в путешествие по национальному парку Гранд-Титон в США со своим женихом и в течение долгого времени считалась пропавшей без вести. Единственным подозреваемым был ее жених Брайан Лондри. Во время расследования детективы-любители изучали фото и видео, сделанные Габби, разбирали ее отношения с женихом, пытались взять интервью у семьи Лондри, а некоторые блогеры даже повторяли путь Петито. В итоге Лондри свел счеты с жизнью. В его дневнике ФБР нашли доказательства того, что именно он убил Габби Петито. Расследование закрыли в 2022 году.
Такие любительские расследования привлекают внимание к преступлениям, но могут и навредить. Общество начинает давить на полицию, может запутать следствие и из-за ошибки устроить травлю невинным людям.
Выживание древних людей зависело от того, насколько хорошо они замечали угрозы. Те, кто не обращал внимания на опасность, погибал, те, кто распознавал ее, выживал и передавал свои гены потомкам. Это привело к тому, что мозг современных людей чувствителен к признакам опасности, отмечает Алена Алехина.
Одно из проявлений этой особенности — повышенный интерес к аморальным поступкам и тем, кто их совершает. Именно поэтому люди любят детективные истории, новости про скандалы, хорроры и тру-крайм.
С помощью историй тру-крайма мы понимаюм, как действуют и ведут себя преступники — а значит, можем узнать такое поведение, если столкнемся с ним в реальной жизни
Тру-крайм позволяет увидеть, какие риски существуют и когда пора принимать меры предосторожности, подчеркивает в разговоре с «Лентой.ру» психолог Lahta Clinic Оксана Загальская. По ее словам, произведения тру-крайма работают как способ самозащиты и предотвращения преступлений.
Также тру-крайм вызывает всплеск адреналина и позволяет пережить стресс в контролируемых условиях. Человек получает сильные эмоции и впечатления.
Мы ненадолго погружаемся в ситуацию, в которой рушатся наши представления о безопасности, переживаем бессилие, тревогу, ужас, чтобы затем испытать облегчение — ведь все страшное произошло не с нами. Мы не жертвы и не преступники. Это аттракцион погружения в темную сторону жизни. Очень страшно, но хочется повторить Алена Алехина клинический психолог
В свою очередь режиссер Лолита Наранович объясняет: драматургия любого кино, в том числе и тру-крайма, построена специально таким образом, чтобы зритель чувствовал сопричастность увиденному.
«Мы ощущаем то же, что испытывает герой. Грубо говоря, мы примеряем на себя его роль и испытываем от этого адреналин. Люди, которым его не хватает, занимаются экстремальными видами спорта либо смотрят тру-крайм, ведь он всегда щекочет нервы», — говорит она «Ленте.ру».
Тру-крайм гарантирует справедливость. Какие бы ужасные события ни происходили, в конце виновник будет наказан, и добро победит зло. В жизни так происходит не всегда.
«В эпоху, наполненную тревогой и неопределенностью, люди ищут способы справиться со своими страхами. Возможно, именно этим объясняется повышенный интерес к жанру тру-крайм. Он позволяет нам, зрителям, почувствовать контроль над ситуацией, укрепить веру в торжество справедливости и получить ответы на вопросы, которые нас беспокоят», — замечает Алена Алехина.
У тру-крайма есть и научно-популярная функция. Он показывает, как работает система правосудия и какие ошибки она допускает. Как ищут, задерживают и допрашивают преступников, как проходит суд, как функционируют тюрьмы.
Спрос рождает предложение? Интерес зрителей к тру-крайму заставляет производить все больше подобного контента, в результате чего получается замкнутый круг спроса и предложений. Только в 2020 году Netflix выпустил более 25 фильмов и сериалов о реальных преступлениях. «Это всегда коммерчески успешные проекты: поскольку это востребовано зрителем, продюсеры будут снимать все больше таких фильмов, чтобы больше заработать. Причем здесь уже сложно понять, что первично, а что вторично, — интерес зрителя к такому контенту или коммерческий интерес продюсеров. <...> Людям будут давать то, что они любят, потому что это приносит деньги», — говорит режиссер Лолита Наранович.
Изучая преступления и расследования через тру-крайм, люди узнают о проблемах общества, понимают, как работает правосудие и что такое криминал. Как следствие, они могут лучше защитить себя и близких от ситуаций, в которых оказались жертвы произведений.
Материалы этого жанра могут стимулировать критическое мышление, повышать культурный уровень и помогать людям развивать понимание сложных вопросов Оксана Загальская психолог
Такие произведения привлекают внимание к жертвам преступлений и их семьям, подталкивают общество помогать и сочувствовать им.
«Тру-крайм истории могут оказывать терапевтический эффект на тех, кто сам стал жертвой преступления. Они дают возможность пережить и преодолеть страх, а также увидеть справедливое наказание для преступника», — добавляет Алехина.
Кроме того, повышенное внимание общества к определенным делам позволяет убедиться, что расследование прошло без ошибок и приговор вынесен честно.
Превращение трагедии в развлечение и «эмоциональный туризм» привело к дискуссиям об этике. Увлекаясь захватывающей историей, можно забыть о том, что она произошла с настоящими людьми, а значит, их боль и страдания были реальны.
Иногда тру-крайм может искажать реальность событий, чтобы сделать их более драматичными или захватывающими. Это может привести к тому, что зрители будут воспринимать преступления как что-то увлекательное, а не как ужасающий акт насилия Оксана Загальская психолог
Сомнения вызывает и финансовая эксплуатация жертв и их семей — насколько этично использовать чужое горе для заработка?
Кроме того, иногда авторы тру-крайма в процессе создания произведения досаждают жертвам и их близким, мешают их восстановлению и даже наносят новые травмы, подчеркивает Алехина. В других же случаях авторы тру-крайма, наоборот, создают свои произведения без согласия участников истории, тем самым также нарушая их личные границы.
Предметом постоянных споров становится вопрос: может ли тру-крайм романтизировать убийц и преступников?
Как считают эксперты, такая опасность есть, если убийца в истории представлен как жертва обстоятельств, а его действия изображаются в привлекательном свете.
Представление преступников как харизматичных или чарующих личностей может привести к тому, что некоторые зрители или читатели начнут симпатизировать им или даже восхищаться ими, не учитывая вред и боль, которые они причинили Оксана Загальская психолог
По ее словам, такой же эффект возникает, когда авторы забывают рассказать историю жертвы и уделяют внимание только преступникам.
«Чтобы предотвратить романтизацию преступлений и жестокости в тру-крайме, важно обеспечить баланс в представлении материала, уделять внимание последствиям преступлений для всех участников, включая жертв и их близких, и подчеркивать негативные аспекты преступной деятельности, в том числе ее воздействие на общество и правосудие», — уверена Загальская. Она добавляет, что для таких историй обязательно нужны возрастные ограничения.
Яркий пример того, как работает романтизация преступника — история Трумена Капоте. Разрабатывая роман «Хладнокровное убийство», Капоте брал интервью у убийц и общался с ними так часто, что в итоге подружился с одним из них, Перри Смитом. Позднее Капоте признавался: «Я очень хорошо понимал обоих, а к Перри я испытывал огромную симпатию».
Исследователи отмечают, что тру-крайм меняет восприятие системы правосудия. Ради художественного эффекта авторы могут подменять факты слухами и жертвовать точностью ради драмы.
«Большинство тру-крайм историй описывают убийства, из-за чего у зрителей этого жанра может складываться впечатление, что подобные преступления происходят очень часто. Это может дополнительно повышать тревогу и способствовать возникновению новых страхов. Но в реальности убийство — довольно редкое явление», — указывает Алена Алехина.
Кроме того, правосудие — масштабная система, все детали и принципы которой непосвященному человеку трудно воспринимать. Тру-крайм для наглядности может упрощать реальность и искажать представление о том, как работает следствие или суд.
Пока нет данных о том, может ли просмотр контента в жанре тру-крайм быть опасен для психического здоровья. Но, конечно, не стоит смотреть истории о насилии, если они вызывают значимый дискомфорт, повышают тревожность и провоцируют бессонницу Алена Алехина клинический психолог
«Создавая убийцу» (Netflix, 2015-2018) — сериал охватывает 30 лет и рассказывает историю Стивена Эвери. Он провел 18 лет в тюрьме за изнасилование, которого не совершал, вышел на свободу и снова сел — за убийство. «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» (Netflix, 2019) — история о том, как группа интернет-энтузиастов решила вычислить живодера, а в итоге вывела полицию на жестокое убийство. «Аферист из Tinder» (Netflix, 2022) — документальный фильм про мошенника Саймона Леваева, который притворялся миллионером и через приложение для свиданий выкачивал из женщин деньги.
«Дела» — проект, созданный известной криминальной журналисткой Сашей Сулим. Каждый выпуск рассказывает о резонансном преступлении. Сама Сулим покинула подкаст после того, как эксклюзивные права на него приобрел VK, новым ведущим стал Василий Бейнарович, автор блога Faust21century. «Саша Сулим» — YouTube-канал журналистки, который она завела после ухода из подкаста «Дела». В новом проекте Сулим не только рассказывает о преступлениях, но и берет интервью у непосредственных участников событий: оперативников и следователей, которые вели дела, криминальных журналистов, освещавших расследования, клинических психологов и психиатров. «Дневники Лоры Палны» — еженедельный подкаст, который выходит с 2020 года. Журналисты Маша Погребняк и Митя Лебедев рассказывают про убийц со всего мира и пытаются анализировать их мотивы. Один из самых популярных тру-крайм подкастов на русском языке. Faust21century — канал на YouTube, где психиатр Василий Бейнарович рассказывает о громких преступления в разных странах, в том числе в СССР и современной России.
Саша Сулим «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России» — история следствия по делу «Ангарского маньяка». Журналистка Саша Сулим несколько лет исследовала тему, написала ряд репортажей об этих убийствах и взяла интервью у маньяка Михаила Попкова. Главные герои книги — следователи, которые его ловили, и жертвы. Дейв Каллен «Колумбайн». Журналист Дейв Каллен 10 лет «Колумбайн» в 1999 году — этим преступлением впоследствии вдохновлялись проблемные подростки по всему миру, включая Россию. В нашей стране это движение признано террористическим и запрещено. Каллен попытался разобраться в произошедшем, развеять мифы вокруг убийц и проанализировать влияние, которое нападение оказало на общество. Мишель Макнамара «Я исчезну во тьме. Дело об убийце из "Золотого штата"». Писательница была сыщиком-дилетантом и посвятила жизнь поиску человека, который убивал женщин в Калифорнии в 1970-1980-х. Мишель Макнамара общалась с выжившими жертвами, собирала доказательства, общалась с детективами. Она ФБР нашло убийцу. По книге снят мини-сериал, который вышел на HBO в 2020 году.