«Стекло в первый раз съел на дне рождения друга» Как живет 19-летний фокусник, зарабатывающий сотни тысяч рублей в месяц?
Когда иллюзионист, выступающий под псевдонимом Семен Доц, только начинал свою карьеру, никто не верил, что фокусы способны приносить деньги. И напрасно: в удачный месяц с большим количеством выступлений можно зарабатывать сотни тысяч рублей. В беседе с «Лентой.ру» 19-летний фокусник рассказал, какие трюки кажутся ему самыми страшными, что нужно делать, если фокус не удался, и о чем он теперь мечтает.
Когда-то очень давно на YouTube мне в рекомендациях попалось видео с канала Дэвида Блейна. Сначала я подумал, что это какая-то ерунда, и только на второй раз решил посмотреть. Это был фильм об иллюзионисте Дэвиде Блейне, в котором он среди прочего показывал фокусы. Меня удивило, как бурно люди на них реагируют. Я нашел где-то дома старую колоду карт и начал практиковаться с ними.
Сначала я учился по видео на YouTube. Там можно найти парочку нормальных каналов, чтобы набрать себе фокусов на два-три года. Потом попал на занятие к одному фокуснику. Мама заплатила за это десять тысяч рублей, тогда это для нас были большие деньги. У меня не было друзей, я не гулял, сидел дома и тренировался.
Сильно на меня повлияла сходка подписчиков одного иллюзиониста. В тот период он был лучшим среди тех, кто учил фокусам на YouTube. Я помню, как ехал к нему в такси после похорон бабушки. Успел попасть в Москву и тогда получил свои первые деньги. Нас отправили показывать фокусы в парке Горького. Я первый из всех что-то заработал: мне дали десять рублей, а потом сто. Это было круто. В тот момент я понял, что фокусы могут приносить деньги, и решил, что именно эта сфера мне и нужна.
Как начать работать
Как и многие иллюзионисты, я начал с того, что показывал фокусы в парках. Тогда многие считали уличных фокусников мошенникам, но мне отказывали редко — не думали, что 14-летний мальчик может что-то своровать. Страх, конечно, был. Он сравним со страхом подойти познакомиться с девушкой, показаться дураком. Но он преодолим.
Тогда я показывал фокусы плохо, техника не была наработана, но мне многое прощали, потому что я ребенок
Как-то один человек в парке мне сказал, что я мог бы выступать на корпоративах. А это другое искусство. Когда работаешь в парке, фокусы нужно показывать на расстоянии вытянутой руки. А на мероприятиях фокусы сценические, их должны видеть около ста человек. Я собрал программу, узнал о группах в ВК по поиску артистов по типу Event Hunt и начал брать заказы.
Помню, что первое мероприятие проходило зимой на улице. У меня замерзли руки, было тяжело показывать фокусы и взаимодействовать с детьми. Потом мне еще несколько дней не хотели переводить мои заработанные три с половиной тысячи рублей, я замучил заказчиков сообщениями.
Не могу сказать, сколько нужно тренироваться, чтобы начать брать заказы на мероприятия. Все индивидуально. Здесь важно не только выучить техники, но и поработать над сценическим движением, речью. Важен артистизм. Можно так подать фокус, который мне ломает голову, что зритель просто скажет: «Прикольно». А можно самый простой трюк показать так, что человек действительно удивится.
Сколько зарабатывают фокусники
Сейчас я выступаю на различных мероприятиях, от дней рождения до корпоративов, но избегаю детских праздников. Иногда я выступаю на домашних вечеринках, но такое случается редко. За чаевые показываю фокусы в клубе «Дружба», редко — в «Заварке». Больше всего заказов получаю, как это ни странно, на «Авито». Также есть специализированные сайты для поиска артистов — например, «Горько». Находят меня и через сарафанное радио: выступил где-то хорошо, меня посоветовали, меня заказали или в той же «Дружбе» контакт взяли. Другой источник заказов — соцсети. Мой ник в Instagram (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) — @sem.dots.
В ивент-среде выделяют три сезона: лето — свадебный, декабрь — корпоративный и сентябрь — школьный. От них и зависит количество мероприятий в месяц. У меня в этом декабре было около 20 выступлений, но и заработал я в итоге прилично — примерно 600 тысяч рублей. У меня как-то даже было шесть выступлений в один день. Я мотался по всей Москве и отдал в итоге за такси семь тысяч рублей.
600 тысяч рублей заработал фокусник за 20 выступлений в декабре
Самое длинное выступление длилось шесть или семь часов. Меня заказала мультипликационная студия, я ходил по ней и показывал всем сотрудникам фокусы, взаимодействовал с ними. А самое короткое было недавно в «Дружбе». Я успел показать только два фокуса, мне дали пять тысяч рублей, и я ушел.
На самом деле в плане графика я абсолютно безответственный человек. Талантливый, но очень безответственный. У меня есть друг, тоже фокусник, он расписывает все свои задачи, все дедлайны и достигает успехов. А я привык к тому, что у меня с детства все быстро получалось, поэтому больше ничего не делаю. Но это плохо сказывается на работе — выходило меньше 100 тысяч рублей в месяц. Сейчас начал заниматься планированием, работоспособность повысилась.
Перед выступлением всегда стараюсь высыпаться. Ехать на мероприятие разбитым — ужасно. Потом я привожу себя в порядок — масочки, шампуни для волос, чистка зубов. Красиво одеваюсь, покупаю энергетик и в такси еду на локацию. Важно, чтобы фокуснику выделяли место для того, чтобы он переоделся и настроился. Очень важен настрой. С ним и проходит первый показ, который определяет успех выступления. Если с первого фокуса все «разносятся», мне уже нестрашно работать с тяжелыми зрителями, я готов вести их за ручку в этот мир удивления.
Мне важно, чтобы люди с меня «разносились». Мне не нравится, когда зрители специально не обращают на меня внимание, наигранно изображают скепсис. Так обычно делают взрослые мужчины и богатые женщины. Но я умею с ними взаимодействовать. Знаю, что кому-то даже не нужны фокусы, достаточно поговорить с ними, сделать комплимент.
Что делать, если фокус не удался
Помню одно из своих неудачных выступлений. Оно было связано с тем, что меня запугал организатор: перед выходом рассказал, что в зале очень серьезные люди, среди них были сотрудники полпредства одной республики. Я так сильно переволновался, что вел себя во время выступления как маленький мальчик. Потом включился, меня даже похвалили, но поначалу все шло ужасно.
Бывает и такое, что фокусы не получаются. У меня есть фокус «Раскраска». В его рамках я даю девушке листок, на котором изображен человечек в одежде, и прошу эту одежду (штаны, носки, футболку и подтяжки) раскрасить. Потом вывожу ее на сцену, показываю ее листок залу, под музыку для стриптиза снимаю костюм, а под ним оказывается то, что она нарисовала.
Недавно было такое, что я смотрю на рисунок перед началом музыки и понимаю, что цвета двух элементов не сошлись. Я шепнул девушке, чтобы она возвращалась на место, резко снял костюм, покрутил им над головой, сказал, что все сошлось, а сам скомкал листок, бросил его в свою коробку и ушел со сцены, потому что это был финальный трюк. Никто ничего не заподозрил.
«Раскраска», наверное, мой любимый фокус. Это смешно, но при этом круто ломает мозг. Если меня интересует конкретный фокус, я ищу его и учу, иногда изменяю.
Нельзя сказать, что я придумываю фокусы. Как у музыкантов всего семь нот, так и у фокусников — определенный набор манипуляций, которые можно по-разному комбинировать
Я не работаю с подставными людьми. Взаимодействие с ними могу представить только в рамках какого-то шоу, где меня снимают, время ограничено и мне нужно, например, загипнотизировать несколько человек за десять минут. Это очень сложно. Гипноз реален, но для него нужно сначала провести тест на гипнабельность, а потом ввести в транс. Сложно ввести в транс человека, которого отвлекают музыка, аплодисменты и толпа зрителей.
Есть фокусы, учить которые страшно. Как-то я пытался научиться есть сигареты, два раза обжег рот и бросил это. Топ самых страшных фокусов для меня — пробивание руки, поедание стекла и поедание лезвий. Когда разучиваешь что-то подобное, логическое понимание не работает, здравомыслие отключается. Когда я учился пробивать руку, я даже не знал, что могу попасть по нерву и тогда моя рука атрофируется.
Стекло в первый раз съел на дне рождения друга: напился и решил сделать ему дополнительный подарок. Тогда мой организм не был готов к такому, я был уверен, что прорезал себе пищевод. Засыпая, думал, что умру, чуть не написал маме «спасибо за все». Хорошо, что не отправил, наутро все было в порядке. Лезвия я учился есть сначала затупленными. Сейчас уже умею, но до сих пор режусь ими. Это нормально: слишком острые.
Почему фокуснику нужна команда
Мой сценический образ разительно отличается от меня настоящего, но я стремлюсь к тому, чтобы стать на сцене и в жизни одним человеком. Когда я Семен Доц, я могу смотреть на зал и понимать, что все меня хотят. Я могу намекать девушке на секс всю сцену, и это будет смешно. Семен Доц не стесняется, потому что знает, что если случится что-то неприятное, он переведет это в шутку. А в жизни я обычный добрый и весьма застенчивый чувак.
Мой сценический костюм — кастомный пиджак и черные брюки. Раньше я выступал в кроссовках, но сейчас предпочитаю туфли. Я кайфую, когда вижу себя в этом. И считаю, что все иллюзионисты должны выступать в том, в чем они себе нравятся.
Моя цель — сольное шоу. В России одна из самых развитых сфер ивента в мире, а вот шоу мало. Есть группа «ЧУДА», они делают крутые вещи, но в команде. Я же хочу один по России покататься. В формате шоу я ориентируюсь на Сафроновых. Честно, я думал, что они такие себе фокусники, но посмотрел их выступление и сошел с ума. Я орал как зритель от того, насколько это гениально.
Кроме того, мечтаю сделать парочку иллюзионов — это крупные акции вроде испарения статуи Свободы, которое делал Дэвид Копперфильд
Для этого уже нужна команда, но она набирается в моменте. Ты придумываешь концепцию, понимаешь, что тебе, например, здесь нужен альпинист, здесь — разрешение правительства, и дальше подключаешь свои связи.
Сейчас у меня есть личная ассистентка. Я плачу зарплату девочке, которая помогает с повседневными задачами: составить таблицу какую-нибудь, найти ателье, купить билеты на самолет. Также у меня есть дизайнер, которая работает с моим брендированием. Она закастомила мой пиджак, придумала для меня лого. Я на постоянной основе сотрудничаю с двумя операторами и фотографом, устраиваю съемки для упаковки своих соцсетей, через которые продаю свои услуги. Еще один член моей команды — моя девушка. Ее поддержка сильно помогает мне работать.
Могут ли фокусы приносить деньги
Самая странная реакция, с которой сталкиваются фокусники, вопрос: «А на чем ты зарабатываешь?» Люди не верят, что фокусы могут приносить деньги. Мои старшие братья уговаривали меня получить профессию, а этим заниматься в формате хобби. Но после первых успехов поверили в меня.
Сейчас я в академическом отпуске. Когда пришло время выбирать вуз, я уже знал, с чем свяжу свою жизнь. Я понимал, что учеба будет мне мешать, поэтому искал что-то в пешей доступности. Думал поступить на актерский факультет, но просто испугался идти на вступительные. В итоге выбор пал на колледж, направление бухгалтерии. Я отучился год и понял, что не делаю ничего. Учеба забирает всю энергии: я прихожу домой и ложусь спать. Тогда я и взял академический отпуск, но еще планирую вернуться.
По факту в нашей жизни мы платим за две вещи. Первая — комфорт: еда, жилье и т. д. А вторая — эмоции. Фокусы — эмоции в чистом виде
Конечно, у меня бывают выгорания. Мне сложно справляться с эмоциями от неудачных выступлений. Даже если мне говорят, что все было отлично, но я понимаю, что мог лучше, мне кажется, что мой мир рушится. Но на утро я встаю и продолжаю, потому что это меня это драйвит.
Фокусники хотят удивлять, а не зарабатывать. Деньги — то, что позволяет нам жить и развиваться. В эту сферу не стоит приходить за заработком, фокусами нужно гореть. Если кто-то хочет стать иллюзионистом, ему стоит понять, что он любит в фокусах. Он должен заниматься ими, потому что ему это нравится, а не потому, например, что он отдал за занятие десять тысяч рублей. Главное — он не должен слушать других фокусников, только себя.